РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

С чего всё начиналось

Первые научные споры

Открытие высшего учебного заведения

Научная жизнь длиною в 80 лет

На рубеже веков

Ветераны

День сегодняшний


Научная жизнь длиною в 80 лет…

За 80 лет своего существования кафедра прошла сложный путь своего становления и развития, неразрывно связанный с историей России в этот период. В спорах и дискуссиях рождалась оригинальная научная школа, объединенная общностью теоретических взглядов на процесс воспитания и развития ребенка, способы его педагогического сопровождения. В разные годы на кафедре работали ученые, чьи имена и труды стали классическими в истории российского дошкольного образования: Н.А. Альмединген-Тумим, Е.И. Тихеева, Л.И. Тихеева-Чулицкая, К.М. Лепилов, Н.Б. Мчедлидзе, А.М. Леушина, Е.А. Гребенщикова, А.И. Сорокина, А.П. Усова, П.Г. Саморукова, Р.М. Римбург, Г.П. Лескова, В.И. Логинова и др.

Первый этап — условно называемый нами довоенный — период становления отечественной дошкольной педагогики и советской системы дошкольного воспитания. Возглавляют кафедру в этот период человек большой эрудиции, твердых социальных убеждений Н.А. Альмединген-Тумим, а затем (1930-1941) энергичная и целеустремленная А.П. Усова, будущий доктор педагогических наук, основоположник современной дидактики детского сада.

 

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики (1932 -1941 гг), 

профессор Александра Платоновна Усова

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики (1932 -1941 гг),

Александра Платоновна Усова подробнее


 

Характерной особенностью теоретических подходов данного периода явилось стремление рассмотреть дошкольное детство в системе общего процесса личностного развития, что и определило принципиальные подходы к определению цели воспитания — «воспитать человека в гармонической целостности всех ему природой предназначенных способностей и дарований» (Е.И. Тихеева). Путь достижения такой цели кафедра видела в гармоническом воспитании, основанном на «этических началах», которое осуществляется с первых лет жизни ребенка. Так зарождалась на кафедре плодотворная идея целостного развития в период дошкольного детства. Плодотворной и перспективной явилась, выдвинутая в 20-30-е годы, идея кафедры о программности дошкольного воспитания.

 

Преподаватели кафедры в годы Войны…

Многогранная и плодотворная работа кафедры была прервана войной и 900 дневной блокадой Ленинграда. Члены кафедры дошкольной педагогики (А.М. Леушина, А.П. Усова) эвакуировали ленинградских детей, руководили работой дошкольных учреждений блокадного Ленинграда (Е.А. Гребенщикова, О.Г. Архипова, Н.Б. Мчедлидзе). В эти годы кафедра потеряла своих старейших преподавателей (погибли во время бомбежки К.М. Лепилов, А.А. Быстров, умерли Н.А. Альмединген-Тумим и Е.И. Тихеева).

Второй этап - послевоенный. Научная деятельность кафедры возобновилась в послевоенные годы и была ориентирована на создание оригинальной советской системы дошкольного воспитания. В послевоенный период кафедру возглавила А.М. Леушина, обладавшая огромными способностями организатора и руководителя научного коллектива, позволившими ей аккумулировать достижения педагогической теории того времени и обеспечивать дальнейшее развитие.

 



Заведующая кафедрой (1944 -1973 гг.),

профессор Анна Михайловна Леушина




Студенты на практике в детском саду. 1947г.

 



Студенты на практике.
1947 г
.


В этот период определяется главное направление в исследовательской работе кафедры — это внедрение генетического, психолого-педагогического подхода к изучению педагогических явлений, связанных с воспитанием и обучением дошкольников.

 



А.М. Леушина и преподаватели кафедры дошкольной педагогики


Разрабатывая конкретное содержание и методы педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада, исследователи показывали успешность освоения детьми знаний и умений в разных видах деятельности: игровой (П.Г. Саморукова, Н.В. Седж), трудовой (З.Н. Борисова, Л.А. Порембская, Г.В. Груба), конструктивной (Фан И-ин), изобразительной (Н.А. Курочкина, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева), познавательной (Р.М. Римбург, Э.П. Клочкова, В.Р. Беспалова, Г.П. Лескова, Л.Р. Голубева, А.К. Матвеева, Н.П. Постникова, Л.М. Маневцова); в сенсорном (В.И. Логинова) и физическом (М.П. Голощекина) развитии ребенка, формировании активности, самостоятельности, взаимопомощи (Л.П. Князева, Л.И. Дурандина, Ф.В. Изотова, М.И. Шарова, Т.И. Бабаева) и др.

 



В перерыве между семинарами... 1950-е гг.

 

Третий этап - 70-80 гг. Новое направление исследовательского поиска кафедры — изучение системности знаний детей дошкольного возраста и педагогических условий их формирования в условиях детского сада (70-80-е годы). В этот период кафедру возглавляет доктор педагогических наук, профессор В.И. Логинова. Под ее руководством был разработан и применен интегральный метод, представляющий собой единство логического, системно-структурного, исторического и психолого-дидактического подходов к анализу, оценке и построению программ системных знаний детей о мире.

 



Заведующая кафедрой (1973 – 1993 гг.),
доктор педагогических наук, профессор
Вера Иосифовна Логинова подробнее

 

Докторская диссертация В.И. Логиновой «Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста» (1984 год) открыла новое фундаментальное направление в области теории дошкольного образования, определив исходные методологические позиции разработки принципов отбора и построения системных знаний как научной основы создания образовательных программ нового поколения для детского сада.

На кафедре изучается процесс формирования у дошкольников системных знаний из разных областей познания: мира природы (П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, Н.О. Никонова), предметного мира и социальной действительности в их влиянии на речевое развитие, становление читательских интересов и познавательную активность, овладение ребенком трудовой деятельностью (Г.Н. Бавыкина, С.Ф. Сударчикова, Н.М. Крылова, О.Н. Сомкова, Р.К. Аралбаева, Л.М. Гурович, М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимова и др.). С позиций системно-структурного подхода изучаются процессы освоения дошкольниками социально-нравственного опыта (Т.И. Бабаева, Е.Д. Белова, М.И. Шарова, Л.В. Лидак, Р.Н. Дзарасов), художественной деятельности (Н.А. Курочкина, Д.И. Воробьева, Л.В. Кабанова, Н.А. Вершинина), математических представлений (З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман), решаются проблемы физического развития детей дошкольного возраста (Г.П. Лескова, Н.А. Ноткина, Т.С. Грядкина), анализируются исторические аспекты дошкольного образования (Л.К. Савинова, Г.П. Ларионова, Б.С. Лейкина).

Своеобразным итогом 80-х годов явилось издание двухтомного учебника «Дошкольная педагогика», в котором авторский коллектив определил свое видение предмета дошкольной педагогики, представил всесторонний анализ научных исследований, определивших цели, задачи, содержание, способы и методы организации педагогического процесса в условиях детского сада, необходимость взаимодействия с семьей и преемственности со школой.

 

 

 


 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!