РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

С чего всё начиналось

Первые научные споры

Открытие высшего учебного заведения

Научная жизнь длиною в 80 лет

На рубеже веков

Ветераны

День сегодняшний


На рубеже веков…

Демократические перемены 90-х годов потребовали ориентировать научно-педагогическую деятельность кафедры на рубеже веков (в этот период, с 1993 по 2002 годы, кафедру возглавляет профессор Т.И. Бабаева) на поиск новых концептуальных идей развития дошкольной педагогики и системы дошкольного образования в русле гуманистической образовательной парадигмы.

 

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики (1993 – 2002 гг.), 

профессор Татьяна Игоревна Бабаева

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики (1993 – 2002 гг.),
профессор Татьяна Игоревна Бабаева

 

В центр научно-исследовательской работы была поставлена проблема изучения педагогических оснований становления и развития личности ребенка как субъекта деятельности и нравственного поведения. В ходе исследований были выявлены базовые и вариативные характеристики субъектной позиции дошкольника в разных видах деятельности. Были получены новые научные данные о педагогических факторах формирования у дошкольников свойств субъекта деятельности в системе воспитания личностной готовности к школе (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, М.Н.Силаева, Бига Аласан), в процессе математического развития средствами занимательной математики и создания предметной развивающей среды (З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец), формирования экологической воспитанности (Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева, Н.О. Никонова, Т.А. Виноградова, Л.М. Маневцова), социально-нравственного воспитания (Т.А. Березина, Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская, М.Н. Сокольникова), развития игровой, художественно-творческой деятельности и речевой культуры (А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Гурович, Н.А. Курочкина, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова, О.В.Солнцева).

Научные идеи нашли свое воплощение в разработке принципиально иной образовательной программы для детского сада. Идея ее создания принадлежит В.И. Логиновой, под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И.Бабаевой.

Полученные в результате исследований научные данные позволяют в настоящее время подойти к разработке концепции целостного образовательного процесса в современном детском саду. Определяются исходные теоретические позиции, новые принципы конструирования образовательного процесса на основе интеграции основных видов детской деятельности, где ребенок занимает позицию субъекта, проявляет активность, самостоятельность и творчество, разрабатываются соответствующие педагогические технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Докторское исследование М.В. Крулехт «Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности» (1996 год), в котором была представлена педагогическая концепция целостного развития ребенка исходя из идеи развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

 



Заведующая кафедрой дошкольной педагогики
(с 2003 г. по 2006 г.), доктор педагогических наук,
профессор Мария Вадимовна Крулехт

 

В 90-е годы на кафедре происходит фактическая смена поколений. Уходят на заслуженный отдых уважаемые ветераны А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, М.И. Шарова, Б.С. Лейкина, Л.В. Кабанова, Н.А. Курочкина. В период с 1992 по 2002 годы на кафедре защищаются 16 кандидатских и 4 докторские диссертации (М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе, Э.В. Онищенко, Е.Н. Герасимова). Выпускаются сборники научных трудов, монографии, методические пособия, учебные программы, руководства по самостоятельной работе студентов. Кафедра выступает инициатором и соавтором нового педагогического журнала «Дошкольная педагогика».

Интенсивно ведется авторским коллективом работа над отработкой концептуальных идей и содержания образовательной программы «Детство», которая в 1996 году получает гриф МО РФ и рекомендуется как комплексная для дошкольных учреждений России. Издается целая серия методических пособий под общим названием «Библиотека программы «Детство».

С 1994 года факультет дошкольного образования перешел на реализацию программ многоуровневой модели высшего профессионального образования — подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Открытие на кафедре магистерской программы (научный руководитель профессор Т.И. Бабаева) потребовало акцентирования внимания на научно-исследовательской работе студентов, активизации работы студенческого научного общества. Позиция кафедры получает отражение в коллективных монографиях РГПУ им. А.И. Герцена «Подготовка специалиста в области образования» (1996, 1997, 1999), в изданиях УМО РФ по общим проблемам образования «Непрерывное педагогическое образование» (1993, 1995, 1996), в ежегодных сборниках Герценовских чтений.

 

 


 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!