РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: ПРОГРАММА "ДЕТСТВО"

Общее

Теоретические основы программы «Детство»

Содержательно-ценностные ориентиры программы «Детство»

Идеи, задачи программы

Программно-методический комплекс «Детство»

Методическое оснащение программы

Отклики практиков, родителей о программе

 

Идеи, задачи программы

Программа является комплексной образовательной программой.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладываются фундамент здоровья. Дошкольной детство- период  первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Поэтому, программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации –индивидуализации через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа предлагает насыщенное  образовательной содержание, соответствующее  познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой. Широкое образовательной пространство становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремятся к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к  народной культуре своей страны. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.
Авторы делают акцент на приобщение детей к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а  в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Авторы являются сторонниками целостного развития ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания  происходит эмоционально-практическим путем.  Каждый дошкольник – маленький исследователь. Ребенок стремиться к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чет больше она значима для ребенка и отвечает его природе.  Поэтому, наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд. Именно в этих деятельностях при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие.

Девиз программа «Чувствовать – Познавать – Творить» Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка: линия чувств, познания и  творчества.

 

Задачи программы:

  1. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
  3. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
  4. Укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.

Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятный условий для развития  индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Для автором детский сад это теплый дом, где царит семейная обстановка. При построении педагогического процесса педагоги осуществляют развитие и воспитание в повседневной  жизнедеятельности, в совместной с детьми деятельности, на занятиях.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами,  идеями, включает каждого в содержательную деятельность.

Педагогический процесс включает и занятия, конструируемые с учетом возраста детей. Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты в повседневных делах.

Обучение строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и  творчества.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью. Создается развивающая педагогическая среда.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практиечских методов: наблюдений, экскурсий, элементарный опытов и экспериментирования, игровых и проблемных ситуаций.

Содержательные связи между разделами позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении образовательно-воспитательных задач.

Реализация программы возможна при взаимодействии ДОУ и семьи.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!