РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

Учебно-методическая деятельность

Абитуриентам
Бакалавриат
Магистратура
Заочное отделение

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: ПРОГРАММА "ДЕТСТВО"

Общее

Теоретические основы программы «Детство»

Содержательно-ценностные ориентиры программы «Детство»

Идеи, задачи программы

Программно-методический комплекс «Детство»

Методическое оснащение программы

Отклики практиков, родителей о программе

 

А. Г. Гогоберидзе

Содержательно-ценностные ориентиры программы «Детство»

В юбилейные дни принято вспоминать и анализировать события прошлого, настоящего и задумываться о будущих перспективах. С этих позиций хотелось бы обратиться к созданной на кафедре дошкольной педагогики комплексной, образовательной программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство».
Идея создания новой образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста была выдвинута профессором, заведующей кафедрой дошкольной педагогики В.И. Логиновой в конце 80 годов прошлого века. В этот период вся система образования страны остро ощущала потребность перемен, пересмотра устаревших подходов и отказа от идеологических догм, препятствующих осуществлению прогрессивных гуманистических тенденций.
Под руководством В.И. Логиновой на кафедре был создан авторский коллектив, который в 1991 году представил теоретические подходы к новой образовательной программе для детских садов на всероссийской научной конференции в Ленинграде. По материалам конференции был издан научный сборник «Теоретические основы программы воспитания в детском саду», в котором освещалась концепция будущей образовательной программы. Сборник вызвал большой интерес педагогического сообщества, широкое обсуждение и одобрение. К сожалению, ранний уход из жизни В.И. Логиновой не позволил ей продолжить и завершить начатое дело.
Дальнейшую разработку образовательной программы и подготовку ее к изданию авторский коллектив осуществил под руководством профессора, заведующей кафедрой дошкольной педагогики Т.И. Бабаевой. В это время было завершено теоретическое осмысление программы, утверждена ее структура, доработано и конкретизировано содержание по возрастам, определилось также и название программы - «Детство». Принимая это название, авторский коллектив выразил свое глубокое уважение к дошкольному детству как уникальному периоду развития ребенка, имеющему самоценное значение и оказывающему огромное влияние на всю последующую жизнь каждого человека.
Первое издание программы вышло в 1993 году в виде отдельных частей по возрастам, затем, в 1995 году программа «Детство» была опубликована полностью с краткими методическими указаниями по все разделам. Вскоре после этого по решению Экспертного Совета по дошкольному образованию при Комитете Образования Санкт-Петербурга программа «Детство» была утверждена в качестве образовательной комплексной программы для детских образовательных дошкольных учреждений Северо-западного региона России. Началось активное внедрение программы в практику детских садов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-западных областей.
После соответствующей работы по совершенствованию содержания, программа «Детство» была представлена в Экспертный Совет при Министерстве Образования России, где в результате глубокой и всесторонней экспертной оценки в феврале 1997 года было принято решение о присвоении образовательной программе «Детство» соответствующего грифа М.О. Она была рекомендована к использованию в детских садах России. С этого времени программа «Детство» широко внедряется в практику российского дошкольного образования.
Программа «Детство» явилась результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и обобщения отечественного образовательного опыта дошкольных учреждений.
Теоретической основой программы выступают идеи «амплификации» развития ребенка в детском саду, теория целостного детского развития, концепция самостоятельности и становления дошкольника как субъекта детской деятельности, общения и познания, идеи развития самосознания, ценностных ориентаций и внутреннего мира дошкольника. Авторы программы рассматривают дошкольное детство как особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Дошкольное детство - время интенсивного развития, изменения и социального созревания ребенка, «период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс детского развития» (Обухова Л.Ф.). Понять детство, значит, найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка.
Программа «Детство» создавалась как программа обогащенного культурного развития дошкольника, обеспечивающая единый процесс социализации и индивидуализации личности в образовательном процессе ДОУ. Для авторского замысла было значимо, что социализация предполагает не только адаптацию ребенка к социуму, усвоение готовых норм и форм социальной жизни, способов взаимодействия с объектами материальной и духовной культуры, но и выработку совместно со взрослым собственного социально-личностного опыта и ценностных ориентаций, определяющих поведение и деятельность дошкольника.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Реализованные в программе принципы гуманизации и культуросообразности дошкольного образования, обусловливают развитие дошкольника в процессе активного взаимодействия с культурой. Это отвечает присущей современным образовательным системам стратегической цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.
Содержание программы «Детство» обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Такой подход основывается на принятом кафедрой понимании условий личностного развития как взаимодействия эмоционального, познавательного и творческого компонентов в контексте целостного становления ребенка как индивидуальности.
Социально-эмоциональное развитие ребенка представлено в программе «Детство» как одно из ведущих направлений образовательного процесса. Социально-эмоциональное развитие дошкольника выражается в его способности ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, вступать в общение и совместную деятельность, проявлять свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями и нормами, принятыми в обществе.
В детском саду у детей воспитывается привычка культуры общения, доброжелательного отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить самостоятельно и с помощью воспитателя пути справедливого разрешения возникающих проблем. В программе «Детство» подчеркивается неразрывная связь процесса социально-эмоционального развития и освоения детьми соответствующих нравственных и эстетических ценностей.
Основные ориентиры содержания процесса социально-эмоционального и нравственного развития определяет раздел программы «Детство», названный «Ребенок входит в мир социальных отношений». Он представлен тремя взаимосвязанными подразделами: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе» (отражает основные моменты развития самосознания ребенка). В каждом подразделе раскрываются эмоции и гуманные чувства, способы поведения, формы культуры общения и сотрудничества, социальные представления и ценностные установки, которые осваивает ребенок, взаимодействуя с взрослыми и сверстниками. В их основе лежит интерес к личности и деятельности другого человека (взрослого, сверстника), эмоциональный отклик, желание воплотить в своем поведении эмоционально привлекательные и социально одобряемые действия и поступки.
Опыт многолетней работы по программе «Детство» убеждает нас в том, что социально-эмоциональное развитие ребенка происходит успешно при условии его осуществления непрерывно, в каждом моменте образовательного процесса. Особенность социально-эмоционального развития состоит в том, что его нельзя ограничить каким-то определенным временем или местом в образовательном процессе, рамками какой-то одной детской деятельности.
Социально-нравственный опыт накапливается ребенком постоянно, как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Личный опыт дошкольника организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие реально проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Образовательное пространство развития дошкольника, обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия: природа, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника. Но всех их объединяет формирующееся у детей представление о человеке как главной ценности культуры.
Исходя из этого, в каждой сфере детям раскрываются нравственные и ценностные основы деятельности и отношений человека к самому себе, другим людям, к предметному и природному миру, созидательная роль человека в обществе. Эмоционально привлекательно для дошкольников раскрываются соответствующие культурные нормы общения и сотрудничества людей. Формируются коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Исследования показывают, что умение сопереживать, проявлять эмпатию, представляет собой неотъемлемую часть формирования личности и культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием полноценного общения и совместной деятельности. Социальное развитие ребенка, его контакты с окружающими людьми развиваются успешно при условии определенной эмоциональной «грамотности», т.е. умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других людей.
В программе «Детство» уделяется особое внимание развитию способности детей понимать и откликаться на эмоциональное состояние людей, осознавать, и регулировать собственные чувства. У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния людей и своего собственного с соответствующим настроением в музыке, поэзии, в живописи, в природе. Программа нацеливает воспитателей на развитие у дошкольников умения разнообразно передавать чувства и эмоциональные состояния в общении, играх, в движениях, в танцевальной, художественно- театральной и изобразительной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи ценности жизни и охраны всего живого. На этой основе в опыте поведения и практических дел постепенно формируется у дошкольников заботливое, бережное отношение к животным и растениям, стремление к взаимопомощи, уважение к старшим, желание опекать и поддерживать малышей, сопереживать героям литературных произведений.
Расширяется социальный кругозор дошкольников, представления о людях, семье, семейных и родственных отношениях, культурных традициях семьи, детского сада, города, страны. Нравственные ориентиры программы связаны с развитием у детей интереса к жизни разных народов, к событиям истории страны, желания участвовать в народных играх, национальных праздниках, в проводимых в детском саду акциях миролюбия «Дружат дети всей земли», «Пусть летят птицы мира», «Сохраним красоту нашей планеты». Дошкольники учатся активно выражать свое положительное отношение к миру, дружбе, ко всему живому через практическую гуманистически направленную деятельность, рисунки, поделки, творческие рассказы, театрализованные действия.
В итоге у детей развивается общая гуманистическая направленность поведения, ориентировка в социальных отношениях между людьми, в общественных мотивах их деятельности, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно обусловленных поступков, способность в общении действовать в соответствии с доступными пониманию этическими нормами и правилами. К концу дошкольного возраста формируются элементарные социально- ценностные ориентации, которые помогают ребенку правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми и индивидуальное поведение. В детских взаимоотношениях преобладают социально одобряемые ценности – поддерживать дружеские отношения, быть справедливым, защищать слабых, помогать друг другу.
Коммуникативная активность и соответствующие субъектные проявления старших дошкольников связаны с нарастающим интересом к личности сверстника как партнера общения, взаимной симпатией детей друг к другу, опытом успешного сотрудничества и содержательного эмоционально положительного общения, наличием коммуникативных, практических и игровых умений, позволяющих детям осуществлять общие замыслы, с умением ориентироваться в общении на принятые правила и нормы. В итоге освоения программы старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные социальные умения и ценностные ориентации в новых условиях школьного обучения.
Актуальной задачей современного дошкольного образования является создание в детском саду условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка, с учетом своеобразия его индивидуальности и темпа развития.
Задача программы «Детство» — содействовать развитию познавательной активности, любознательности, умственных способностей детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. «Линия познания» в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Для авторов программы было важно обеспечить в образовательном пространстве детского сада нарастание познавательной активности дошкольников, развитие их познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в разнообразных формах поисковой, исследовательской деятельности.
В программе с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития детей определены познавательные умения и способы познания, которые активизируют процесс познания и помогают ребенку самостоятельно действовать, получать необходимую информацию об интересующих его объектах. С этой целью дети осваивают: умения вести наблюдение и самонаблюдение, разнообразные приемы сенсорного обследования объектов, умственные операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие опыты, способы измерения, использование наглядных моделей и экспериментирование с предметами и материалами. Чем более разнообразный исследовательский опыт получает дошкольник, тем успешнее идет его познавательное развитие. Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию общей картины мира.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа «Детство» обеспечивает в первую очередь развитие образных форм познания мира - наглядно-образного мышления и воображения. Развитие познавательной активности дошкольников стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и широкого круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство, литература и др.). В каждом разделе программы внимание педагогов направляется на развитие познавательных потребностей, любознательности и самостоятельности детей.
Поддерживаемая взрослым познавательная активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая помогает ему найти ответы на вопросы «как?» и «почему? В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску, формируются основы субъектной позиции ребенка в познании. Это проявляется:

  • В интересе к познанию окружающих объектов;
  • В умении ребенка принять от педагога познавательную проблемную задачу или поставить ее самостоятельно;
  • В стремлении осуществить активный поиск способов решения проблемы (в том числе вариативный поиск, если избранный путь оказался неудачным);
  • В настойчивости исследовательского поиска;
  • В сохранении интерес к познанию и экспериментированию с объектами в дальнейшем

Анализ практики внедрения программы убеждает в особой важности развития у дошкольников опыта рефлексии своей познавательной деятельности, вовлечения в эвристическое обсуждение и проблемный диалог, активизирующих детскую познавательную и поисковую деятельность, побуждения к комбинированию и преобразованию ранее известных способов действий при решении новой проблемы.
Итогом освоения «линии познания» становится широкий кругозор, познавательная активность ребенка, способность к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания для осуществления своих замыслов, переживание интеллектуальных эмоций и радости открытий. Все это свидетельствует, об успешном становлении интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе « линия творчества». Задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в разнообразных играх, конструировании, ручном труде, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Необходимо нацеливать детей на самостоятельное и творческое применение когнитивного и практического опыта в новых ситуациях, развитие рефлексии, умения видеть результаты творческой деятельности.
Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Важно, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями мог получить возможность для творческого самовыражения и презентации творческих достижений. В образовательном процессе детского сада необходимо проектировать тактику вариативного педагогического сопровождения творческого развития дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.
Фундаментальные и прикладные исследования, выполненные на кафедре дошкольной педагогики (В.И.Логинова, А.Г.Гогоберидзе, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, О.Н.Сомкова, В.А.Деркунская, О.В.Солнцева, О.В.Акулова, М.Н.Полякова и др.) показали, что интеллектуальное, эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Проявления ребенка как субъекта связаны с интересом к деятельности, избирательным отношением, самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее осуществления, а также с эмоционально-положительной направленностью общения и сотрудничества в детском сообществе.
Субъектная позиция рассматривается как личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Субъектная позиция ребенка формируется в опыте участия в разных видах детской активности. В содержании программы «Детство» развитие дошкольника происходит в наиболее близких и естественных для него видах деятельности: игре, общении с взрослыми и сверстниками, предметной, художественной, изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности, разнообразных видах труда. При этом игра занимает преимущественное место, органично вплетается в ткань всей жизни ребенка, в его жизненное пространство.
Можно с уверенностью констатировать, что все виды деятельности в дошкольном детстве включают в большей или меньшей степени игровую компоненту. Игра проецируется на все виды активности в дошкольном детстве, придавая этому жизненному периоду особую прелесть и неповторимое своеобразие. В игре формируются механизмы, оказывающие влияние на овладение детьми другими видами деятельности. Задача программы – сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру, культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления.
Следует отметить, что именно в программе « Детство» в разделе « В игре ребенок развивается, познает мир, общается» был одним из первых особо выделен на каждой возрастной ступени подраздел «игровое экспериментирование с предметами и материалами». Это содержание нацеливает педагогов на стимулирование исследовательской активности и экспериментирования дошкольников в свободной познавательно- игровой деятельности.
Обеспечить в образовательном процессе детского сада возможность каждому ребенку наиболее полно и многопланово проявить себя в разных видах активности, отвечающих его интересам и склонностям, значит открыть перспективу для успешного социокультурного развития, взаимодействия со сверстниками и становления адекватного образа «Я». Его выражением становится положительная Я- концепция дошкольника, как гармоничное ощущение единства Я-физического, Я-реального, Я - социального и потенциального будущего Я. Содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, положительных личностных качеств.
В связи с этим, на каждой ступени дошкольного возраста в программе определено содержание, отражающее процесс осознания ребенком своего взросления, роста возможностей, физических, интеллектуальных, нравственных качеств, обстоятельств жизни в семье и детском саду. Надо подчеркнуть, что данный раздел, названный «Отношение ребенка к самому себе (самопознание)» был впервые представлен как самостоятельный в программе «Детство».
Авторы программы убеждены в том, что уже в дошкольном возрасте важно развивать рефлексивные потребности и способности: интерес к своему внутреннему миру, осознание своих чувств, отношений, поступков и их последствий, переживание и принятие ценности жизни, семьи, родины, сотрудничества, добра и красоты как лично значимых ориентаций в окружающем мире. Это придает ребенку, при соответствующей поддержке взрослого, чувство социальной уверенности и самоуважения.
Базовой основой программы является здоровый образ жизни, полноценное физическое и психическое развитие ребенка. В дошкольные годы закладывается фундамент здоровья и гигиенической культуры. В связи с этим в программе «Детство» придана выраженная здоровье сберегающая направленность. Программа предусматривает определенное валеологическое просвещение дошкольников: развитие начальных представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Значительное внимание уделено укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию двигательной и гигиенической культуры, как условию для полноценного развития детей дошкольного возраста. Эмоционально-комфортное состояние дошкольника в детском саду определяется оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.
Содержание программы дифференцировано по возрастным ступеням дошкольного детства. Каждая возрастная ступень предваряется краткой характеристикой особенностей развития детей в этот период, определяются основные образовательные задачи, направления развития самостоятельности, коммуникативности, познавательной активности, творческих проявлений, самосознания дошкольников, а также формулируются общие требования к взаимодействию педагога с детьми и организации образовательного пространства. Все это создает ориентировочо-целевую основу педагогической деятельности воспитателя в той или иной возрастной группе детского сада.
В программе «Детство», одной из первых среди действующих комплексных программ, представлены дифференцированные, ориентировочные уровни освоения детьми ее содержания (опережающий, нормативный и сниженный уровень), что позволяет воспитателю наблюдать за процессом освоения и обеспечивать полноценное сопровождение развития ребенка. Многолетний опыт внедрения программы в широкую образовательную практику убеждает в правомерности такой информации для воспитателей.
Вместе с тем, оценка уровня развития дошкольника достаточно сложная задача. Ее правильное решение зависит от того, насколько хорошо воспитатель знает детей, насколько внимателен к каждому, умеет ли он видеть ребенка в развитии. Авторы программы «Детство» предостерегают воспитателей от искусственного подтягивания детей к высокому уровню. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуально- личностного роста каждого ребенка.
В заключительном разделе программы, названном «Скоро в школу», обозначены основные параметры готовности к старшего дошкольника к обучению в школе. Она характеризуется достижениями физического развития; возможностями старшего дошкольника самостоятельно решать круг доступных познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач; развитием познавательных и личностных мотивов, самосознания и положительных социальных ожиданий, связанных с предстоящей школьной позицией. Образ школы, эмоционально принятый дошкольником, становится желанной перспективой его ближайшего будущего.
Таким образом, в ходе освоения содержания программы «Детство» ребенок получает необходимый личный, культурный опыт. Выражением его становятся первоосновы культуры здоровья, культуры чувств и отношений с людьми, культуры познания и деятельности, что в совокупности образует личностный потенциал развития дошкольника и его готовность к школьному обучению.
Базовой основой накопления положительного личного опыта является создание эмоционально-комфортного климата жизнедеятельности дошкольников в группе детского сада, гуманное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, создание предметно-развивающей среды, открывающей простор для разнообразного субъектного опыта дошкольников.
Индикаторами качества образовательного процесса становятся интегрированные показатели детского развития: становление ребенка как субъекта познания, деятельности и общения, ценностно-личностные смыслы осваиваемого им культурного опыта, общая гуманистическая направленность отношения к миру, стремление к новой социальной позиции школьника.
С момента первого издания и по настоящее время программа «Детство» была неоднократно дополнена и усовершенствована. К примеру, в последнем издании программы был снят излишне уложенный материал по математике, экологии и ознакомлению с изобразительным искусством, качественно переработан раздел музыкального воспитания. Необходимость этих изменений была связана с результатами мониторинга внедрения программы в практику детских садов и активного сотрудничества авторского коллектива с практическими работниками ДОУ.
Следует подчеркнуть, что хотя тираж программы « Детство» уже превысил 60000 экземпляров, потребность практики в программе далеко не удовлетворена. Об этом свидетельствует стабильно высокий спрос и активный интерес практических работников к семинарам по внедрению программы, проводимых авторским коллективом в разных регионах России.
В настоящее время по линии семинаров-практикумов обучены сотни дошкольных работников, постоянно происходит живой диалог с практикой. Это, несомненно, дает свои положительные результаты. Сейчас программа «Детство» широко принята, ее география, связана с многими городами и регионами России. Это Сибирь, Дальний восток, Коми республика, Удмуртия, Северо-западный и центральный регион, города юга России. Интерес к программе «Детство» проявили Вьетнам, Болгария, Норвегия, Нидерланды. Опыт проведения семинаров, анализ результативности внедрения программы, тесное сотрудничество с методическими службами побуждает авторский коллектив к поиску новых форм и методов повышения квалификации дошкольных работников, к совершенствованию, как самой программы, так и ее методического сопровождения.
Активному внедрению программы « Детство» в широкую практику дошкольного образования способствует «Библиотека программы Детство», раскрывающая методическое сопровождение и педагогическую технологию реализации программы в ДОУ. В настоящее время она включает десятки методических пособий и игр, образующих развивающий методический комплекс программы «Детство». В их числе игровой развивающий комплект пособий по развитию математических представлений и познавательных способностей дошкольников (З.А.Михайлова), комплект пособий по развитию изобразительной деятельности и ознакомлению дошкольников с искусством, (Н.А.Курочкина), методические пособия по развитию музыкальных способностей детей в раннем и дошкольном детстве (А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская), по экологическому воспитанию (Л.М.Маневцова, Н.О.Никонова), социальному развитию ребенка в условиях предметного мира, игры, общения и сотрудничества (О.В.Солнцева, М.В.Крулехт, Л.С.Римашевская) и пр. Ежегодно в материалах научной конференции кафедры, публикуются и обсуждаются данные, отражающие результаты освоения дошкольниками содержания программы «Детство», апробации соответствующих педагогических технологий.
Со времени первого издания программы прошло более 17 лет. Кафедра дошкольной педагогики смотрит на программу «Детство» и ее будущее с неослабевающим интересом. За последние годы под руководством заведующей кафедрой, профессора А.Г. Гогоберидзе осуществлены масштабные исследовательские проекты: «Маленькие граждане большого города» (2006-2007г.г.), «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России» (2009 -2010г.г.). Получен уникальный научный материал, позволяющий представить целостную, многоаспектную картину современного дошкольного детства, выявить типичное и особенное в мировосприятии и личностном развитии старших дошкольников, охарактеризовать их субъектные проявления и ценностные ориентации. Под руководством А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, В.А. Деркунской, З.А. Михайловой выполнен ряд научных исследований (Яфизова Р.И., Римашевская Л.С., Афанасьева О.В., Лялина Н.А., Третьяк А.В., Киреева О.В., Ничипоренко Л.К., Борчанинова К.В. и др.), в которых с позиции гуманитарного и компетентностного подходов раскрываются новые аспекты процесса становления субъектной позиции дошкольников и педагогические технологий сопровождения личностного, социокультурного развития дошкольников в образовательном пространстве современного ДОУ. Опубликован ряд монографий, по результатам научной работы преподавателей кафедры. Цели педагогического процесса детского сада, кафедра связывает в первую очередь с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. В связи с этим, собственно педагогический процесс становится комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Наша задача – подготовить очередное издание программы «Детство», в котором с позиции современных подходов, результатов научных исследований кафедры и анализа образовательной практики, представить обновленное образовательное содержание, открывающее новые возможности и перспективы развития детей дошкольного возраста.


 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!