РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

Учебно-методическая деятельность

Абитуриентам
Бакалавриат
Магистратура
Заочное отделение

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: ПРОГРАММА "ДЕТСТВО"

Общее

Теоретические основы программы «Детство»

Содержательно-ценностные ориентиры программы «Детство»

Идеи, задачи программы

Программно-методический комплекс «Детство»

Методическое оснащение программы

Отклики практиков, родителей о программе

А.Г. Гогоберидзе

Программно-методический комплекс «Детство»

Федеральная образовательная программа дошкольного образования «Детство» задумана коллективом авторов – преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 1990 году. В 2000 году, после десяти лет апробации в дошкольных учреждениях РФ, программа «Детство» была рекомендована Министерством образования РФ, получила статус федеральной комплексной программы дошкольного образования (учитывая особенности ступени дошкольного образования, отсутствие ФГОС дошкольного образования, программа «Детство» является, по сути, документом, гарантирующим качество дошкольного образования).
К 2010 году программа «Детство» имеет 3 редакции и 5 переизданий, что подчеркивает ее востребованность на рынке образования.
Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впервые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И. Логиновой. Это единственная в стране программа дошкольного образования, созданная учеными, готовящими будущих педагогов. Традиционно все существующие программы для детских садов разрабатывались коллективами авторов научно-исследовательских институтов и центров.
Новизна программы определяется тем, что впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать - Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Сегодня образовательная программа «Детство» один из широко востребованных документов, в соответствии с которым работают дошкольные образовательные учреждения разных типов и видов, и категорий в России. По данным Института стратегических исследований в образовании РАО (2008 год) программа «Детство» занимает второе место в стране по популярности. По ней работают около 50% дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации.
Идеи программы постоянно обновляются и развиваются. Авторским коллективом разрабатываются инновационные педагогические технологии реализации ее содержания с учетом особенностей современных дошкольников. Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня более 70 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

В адрес кафедры дошкольной педагогики регулярно приходят отзывы о программе «Детство», руководители детских садов и педагоги самых отдаленных уголков России делятся результатами ее внедрения, активно консультируются и повышают профессиональную квалификацию, в рамках опытно-экспериментальной работы разрабатывают совместно с авторами методические комплексы и рекомендации.  
Программа адресована широкому педагогическому сообществу: воспитателям и специалистам дошкольного образования, старшим воспитателям и руководителям ДОУ, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей, училищ. Родителям, имеющих детей раннего и дошкольного возраста.
Таким образом, конкретная научная и практическая новизна ПМК «Детство» связаны с реализацией в педагогической науке и практике идей целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения, представленных на уровне программного «продукта» и его методического обеспечения.
Практическая значимость ПМК «Детство» определяется его востребованностью на рынке образовательных услуг.
Соответствие федеральному и мировому уровням определяется федеральным статусом ПМК «Детство» и отсутствием мировых аналогов.
Количество публикаций по ПМК «Детство» - более 200.

 

 

Программно-методический комплекс «Детство» включает:

  • Программу развития и воспитания детей «Детство» для детей от 2 до 7 лет (количество изданий – 3, общий тираж – свыше 68 000 экземпляров).

 

  • Методическое обеспечение программы «Детство», разработанное авторами программы – преподавателями кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, в том числе:
  • Детство. Педагогический альманах.
  • Методические советы к программе «Детство».
  • Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство».
  • Дошкольник4-5 лет. Как работать по программе «Детство».
  • Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».
  • Диагностика воспитания и развития дошкольников в детском саду. Как работать по программе «Детство».
  • Готовимся к аттестации.
  • Построение развивающей среды в ДОУ. (М.Н. Полякова)
  • «У школьного порога» (Т.И. Бабаева)
  • «Диагностика культуры здоровья дошкольников» (В.А. Деркунская)
  • «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» (Т.А. Хромцова)
  • Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
  • «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей» (О.В. Солнцева).
  • «Воспитываем, обучаем и развиваем детей в игре» (В.А. Деркунская)
  • «Детство с городом» (В.А. Деркунская).
  • «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» (О.В. Солнцева).
  • «Развитие сотрудничества старших дошкольников на занятиях» (Л.С. Римашевская).
  • «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности» Т.А. Гайворонская, В.А.Деркунская.
  • «Дошкольник и рукотворный мир», «Самоделкино» (М.В. Крулехт).
  • «Путешествие в страну Правильной Речи» (О.Н. Сомкова).
  • «Мы .Программа экологического образования» (Кондратьева Н.Н.).
  • «Мир природы и ребенок» (Л.М. Маневцова).
  • «Листок на ладони» (Л.М. Маневцова).
  • «Экологический дневник» (4 рабочих тетради) (Н.О. Никонова).
  •  «Игровые задачи для дошкольников», «Математика от трех до семи» «Математика – это интересно». «Первые шаги в математику». (З.А. Михайлова).
  • «Ребенок и книга» (Л.М. Гурович, В.И. Логинова).
  • «Детям о книжной графике», «Знакомство с натюрмортом», «Дети и пейзажная живопись», «О портретной живописи – детям» (Н.А. Курочкина).
  • «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» (А.Г. Гогоберидзе, Деркунская В.А.).
  • Методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство», разработанное преподавателями кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета в том числе:
  • Теоретические основы программы воспитания в детском саду (сборник научных трудов).
  • Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте (сборник научных трудов).
  • Педагогика детства: Петербургская научная школа (монография).
  • Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста (З.А.Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец)
  • Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская)
  • Инновационная система подготовки педагога: теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате.
  •  «Дошкольная педагогика». Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. (Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, О.В. Солнцева, Л.С. Римашевская).
  • «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста». Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата (О.В. Акулова, О.Н. Сомкова).
  • «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста». Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата (З.А.Михайлова, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец).
  • «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста». Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. (Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.С. Римашевская).
  • «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста». Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. (Н.А. Вершинина, А.М. Вербенец)
  • Гуманитарная технология организации самостоятельной работы студентов в процессе практики в бакалавриате. (В.А. Деркунская).
  • Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании. (А.Г. Гогоберидзе).

 

4.  Методические пособия, разработанные в результате апробации программы «Детство» в разных регионах России и в Республике Беларусь, в том числе:

    • «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста» (Р.Л.Непомнящая).
    • «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» (А.А. Смоленцева, О.В. Суворова).
    • «Математика до школы» (А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая)
    • «Логика и математика для дошкольников» (Е.А. Носова)
    • «Добро пожаловать  в экологию» (комплект: методическое пособи и 4 рабочих тетради) (О.А. Воронкевич).
    • «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» (Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина).
    • «Листок на ладони» (И.А. Королева, В.А. Степанова).
    • «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (Г.И. Тугушева, А.Е. Чистякова).
    • «Математика – это интересно» (рабочие тетради) (И.Н. Чеплашкина).
    • «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет» (В.Г. Гоголева).
    • «Веселые встречи» (Л.Е. Белоусова)
    • «Играем, читаем, пишем» (методическое пособие и 2 тетради) (Е.О. Астафьева).
    • «Как хорошо уметь читать» (Д.Г. Шумаева).
    • «Театр на столе», «Ручной труд для старших дошкольников», «Объемная аппликация», «Волшебные полоски» (И.М.Петрова).
    • «Комплексы утренней гимнастики для детей 4-5 лет», «Комплекс утренней гимнастики для детей 5-6 лет». « Игры-эстафеты с использованием физического инвентаря» (Е.А. Сочеванова).
    • «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» (О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова).
    • Комплексные занятия во 2-ой младшей группе ДОУ. Комплексные занятия в средней группе ДОУ. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. (Т.М. Бондаренко).
    • Конспекты занятий в старшей группе ДОУ. ИЗО. (В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова).
    • Конспекты занятий в старшей группе ДОУ. Математика. (В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова).
    • Конспекты занятий в старшей группе ДОУ. Развитие речи. (В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова).
    • Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший дошкольный возраст. (Е.Н. Панова).
    • Игровые пособия, материалы, развивающие игры для оснащения педагогического процесса ДОУ по программе «Детство» («Корвет», «Оксва», «РИВ»).


     

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!