РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: ДИССЕРТАЦИИ

 

На правах рукописи
УДК: 373.036.5

 

БОРЧАНИНОВА КСЕНИЯ ВИКТОРОВНА

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

13.00.07 – теория и методика дошкольного образования
(по педагогическим дисциплинам)

 

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

 

 

Санкт-Петербург
2009
Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики Института детства ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

 

Научный руководитель:                          кандидат педагогических наук,
профессор
Татьяна Игоревна Бабаева

 

Официальные оппоненты:                     доктор педагогических наук,
профессор
Светлана Соломоновна Лебедева

 

         кандидат педагогических наук,
доцент
Анна Иосифовна Буренина

 

Ведущая организация:                          ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

 

Защита состоится «27» ноября 2009 года в 13 часов на заседании Совета Д 212.199.12 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., 80, ауд. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

 

Автореферат разослан «26» октября 2009 года

 

Ученый секретарь
Совета Д 212.199.12
кандидат психологических наук,
доцент                                                                Л.В. Томанов                                            


Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Целью современного образования является воспитание «человека культуры», способного к свободному творчеству и культурообусловленному взаимодействию с окружающей средой (А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, Т.А. Барышева, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова и др.). Начальное звено реализации данной цели обеспечивает дошкольное образование.
Особое значение для вхождения детской личности в сложный мир культуры имеет старший дошкольный возраст, когда у детей активно формируется начальное познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, В.В. Зеньковский, И.Э. Куликовская, А.А. Люблинская, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Чумичева и др.).
Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектура города, в котором живет ребенок.
Архитектура Санкт-Петербурга, для которой характерна ансамблевость, единство функциональной и эстетической сторон, наглядно воплощает гуманистические идеалы, концентрированно выражает историко-культурные функции города во взаимосвязи с его природными особенностями и создает основу для синтеза искусств (Н.П. Анциферов, И.А. Бартенев, И.М. Гревс, А.В. Иконников, М.С. Каган, А.П. Крюковских). Она представляет собой уникальную среду для социокультурного развития старшего дошкольника, формирования первичных ценностных ориентаций и начального обобщенного представления о культурно - историческом своеобразии родного города. Учитывая системообразующую роль архитектуры в культуре города (Н.П. Анциферов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев) и заключенный в ней высокий образовательный потенциал, особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга.
В настоящее время вопросы приобщения старших дошкольников к архитектуре изучены преимущественно с позиций: обучения изобразительной деятельности и конструированию (А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З.Б. Лиштван, Л.А. Парамонова); ознакомления детей с фактами истории и явлениями социальной действительности (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Н.А. Платохина); художественного развития дошкольников (С.Ю. Бологова, А.А. Грибовская, Н.С. Стерхова). Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития интереса старших дошкольников к архитектуре и архитектурными ансамблями города, отражающим процесс его поступательного становления в историко-событийном, функциональном и природообусловленном контексте.
Как показывают научные данные (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина), интерес является интегративным личностным образованием, включенным в активные процессы сознания и деятельности, обладающим побудительной силой, стимулирующей творческие проявления субъекта в освоении культурно-исторического опыта. С этих позиций формирование интереса к архитектуре Санкт-Петербурга выступает важным фактором приобщения детей к культурному наследию родного города, развития их познавательных, творческих способностей и одновременно может рассматриваться необходимой частью начального краеведческого образования на ступени старшего дошкольного возраста.
Анализ исследований в области дошкольной педагогики показал, что проблема интереса преимущественно изучалась в аспекте познавательного развития дошкольников (Е.С. Бабунова, С.В. Гусарова, Е.В. Иванова, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, М.Л. Семенова и др.). Проблема использования развивающих возможностей городской архитектурной среды как средства развития интересов старших дошкольников еще не получила научно-обоснованного решения. Необходимо теоретическое осмысление вопросов отбора целесообразного для старших дошкольников образовательного содержания, проектирования педагогической технологии, обеспечивающих динамику становления интереса в единстве составляющих его компонентов.
Проведенный анализ позволил выявить противоречие между высоким образовательным потенциалом архитектуры Санкт-Петербурга, прежде всего его архитектурных ансамблей, и отсутствием научно-обоснованных содержательных и технологических аспектов целостного процесса развития интереса старших дошкольников к познанию и творческому отражению городской архитектуры в детской деятельности. Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы и послужила основанием для формулировки проблемы исследования – каковы педагогические условия развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, обеспечивающие становление субъектной позиции и творческие проявления детей в процессе приобщения к культурно-историческому и художественному наследию, воплощенному в архитектуре родного города.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.
Объект исследования – педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, направленный на ознакомление старших дошкольников с Санкт-Петербургом.
Предмет исследования – процесс становления и развития интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга может быть успешным, если: 
- содержанием выступает ознакомление детей с архитектурными ансамблями, ярко наглядно отражающими основные историко-культурные функции Санкт-Петербурга,
- реализуется поэтапная педагогическая технология, обеспечивающая постепенное углубление интереса дошкольников к архитектуре города и его творческое отражение в разнообразных видах детской деятельности,
- конструируется обогащенная предметно-развивающая среда, стимулирующая проявление интереса детей к архитектуре города и позволяющая сочетать разнообразные виды детской деятельности, 
- педагогическое взаимодействие направлено на поддержку и инициирование эмоционально-познавательного и творческого отношения старших дошкольников к городу и его архитектуре.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:  

  • Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования и обосновать педагогические условия развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.
  • Изучить особенности развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  • Разработать и реализовать педагогические условия развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.
  •  Выявить эффективность созданных педагогических условий для развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.

Теоретико-методологические основы:
- концепции личностно ориентированного и культуросообразного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Г.И. Вергелес, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Н.Ф. Голованова, О.В. Дыбина, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, С.С. Лебедева, В.В. Сериков, Р.М. Чумичева и др.);
- теории социализации детской личности (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Абраменкова, Т.И. Бабаева, А.И. Буренина, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, В.Г. Каменская, М.В. Корепанова, Д.И. Фельдштейн и др.);
- социальные, психологические, педагогические концепции интереса (А.Г. Архипов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, В.Г. Иванов Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.);
- концепции сущности и специфики архитектуры города как ценности культуры (И.А. Бартенев, М.Г. Бархин, З. Гидион, В.Л. Глазычев, А.В. Иконников, М.С. Каган, Л.М. Мосолова, А.Г. Раппопорт и др.);
- теория педагогического проектирования (Н.В. Бордовская, Е.Н. Герасимова, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, С.С. Лебедева, О.С. Лебедев, О.Г. Прикот, А.П. Тряпицына и др.);
- концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, О.В. Дыбина, Л.М. Кларина, Н.Г. Косолапова, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева и др.);
- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, М.Н. Полякова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, В.А. Ясвин и др.);
- концепции краеведческого образования (В.И. Аксельрод, Г.А. Богуславский, Л.К. Ермолаева, Л.Я. Лурье, Л.Н. Махинько, Л.Г. Панфилова, О.В. Солнцева и др.), исторические работы в области отечественного краеведения (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов).
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественный и качественный анализ полученных данных.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2006-2007 г.г.) – поисково-аналитический. Изучение культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ, разработка концептуальных идей исследования, постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (2007-2008 г.г.) – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента, выявление особенностей развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, проектирование и апробация содержания и педагогической технологии развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Третий этап (2008-2009 г.г.) – обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационной работы.
Базы проведения исследования: эксперимент проводился в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга: ГДОУ «РАДУГА» Центрального района, ГДОУ ЦРР № 64 Калининского района, Дошкольное отделение ГОУ Лицей № 369. В исследовании приняли участие 70 детей старшего дошкольного возраста, 18 педагогов, 22 родителя.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на современные научные идеи философии, психологии и педагогики; взаимодополняемостью используемых методов; адекватностью методов научного поиска поставленным задачам исследования; количественным и качественным анализом фактов, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интерес детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга может быть рассмотрен как проявление активного, эмоционально-положительного отношения детей к городу и его архитектурным ансамблям, выражающегося в стремлении к их разностороннему познанию и творческому отражению в разнообразных видах художественно-практической и игровой деятельности.
2. Развитие активного интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга обеспечивается совокупностью педагогических условий:

  • ознакомлением детей с архитектурными ансамблями, ярко наглядно отражающими основные историко-культурные функции Санкт-Петербурга;
  • реализацией поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей постепенное углубление интереса дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга и его творческое отражение в детской деятельности;
  • использованием программно-методического обеспечения, сопровождающего реализацию педагогической технологии развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга;
  • конструированием обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей у старших дошкольников интерес к архитектуре города и позволяющей сочетать разнообразные виды детской деятельности; 
  • личностно ориентированным педагогическим взаимодействием, направленным на поддержку и инициирование эмоционально-познавательного и творческого отношения детей к городу и его архитектуре;
  • гибким изменением позиции педагога (от обучающе-стимулирующей к проблемно-инициирующей и направляюще-сопровождающей), стимулирующей познавательную активность, субъектные и творческие проявления дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой города.

3. Педагогическая технология развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга разворачивается поэтапно и включает: вводный этап, направленный на формирование эмоционально-познавательного отношения к городу и его архитектурному облику; основной этап, связанный с дальнейшим углублением интереса детей к архитектуре Санкт-Петербурга в процессе увлекательного познания его основных архитектурных ансамблей; заключительный этап, направленный на широкое отражение интереса дошкольников к архитектуре города в разных видах совместной и самостоятельной детской деятельности.
4. Критерием эффективности созданных педагогических условий является наличие позитивной динамики в развитии интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, выражающейся в становлении ценностного отношения к городу и его архитектуре; в стремлении вникнуть в образное и историко-событийное содержание архитектурных ансамблей; в готовности отражать свои впечатления, связанные с архитектурой Санкт-Петербурга, в общении со взрослыми и сверстниками, в совместной и индивидуальной детской деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • определены сущностные и структурно-содержательные характеристики интереса старших дошкольников к архитектуре города;
  • обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие активного интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга;
  • разработано и апробировано содержание ознакомления старших дошкольников с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга;
  • обоснована и экспериментально проверена педагогическая технология развития интереса старших дошкольников к архитектуре города;
  • прослежена динамика и индивидуальные особенности проявления интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  • уточнено понятие «интерес детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга»;
  • обоснованы теоретические подходы и линии отбора краеведческого содержания в процессе развития интереса детей 5-6 лет к архитектуре города;
  • определены педагогические условия и принципы организации процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре города;
  • выявлены показатели развития интереса детей 5-6 лет к архитектуре Санкт-Петербурга, позволяющие диагностировать его проявление.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации:

  • педагогической диагностики развития интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга;
  • содержания и поэтапной педагогической технологии процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга;
  • программно-методического обеспечения процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга для детского сада.

Рекомендации по использованию результатов исследования.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» в педагогических вузах и колледжах, спецкурсов по начальному краеведческому образованию детей, при разработке и реализации программ повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, в деятельности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И. Герцена; Международной научно-практической конференции «Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2007); Международной научно-практической конференции «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике» (Санкт-Петербург, 2008); Международной научно-практической конференции «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения» (Санкт-Петербург, 2009).
Основное содержание и результаты исследования отражены в 15 научных публикациях.
Структура и объем работы: диссертация общим объемом 176 страниц, состоит из введения, трех глав, библиографии, включающей 200 источников, и приложений. Текст иллюстрирован схемами, графиком, гистограммами, отражающими основные положения и результаты исследования. В приложении представлены материалы программно-методического обеспечения процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения» рассмотрены сущность и специфика архитектуры в контексте культуры города; современные научные подходы к проблеме развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга; обозначены различные позиции в толковании данного феномена, определены его сущностные и структурно-содержательные характеристики; обоснованы педагогические условия эффективного развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.
Анализ современной научной литературы позволяет определить дошкольное детство как первый этап вхождения в культуру (Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, М.В. Крулехт, Д.И. Фельдштейн), рассматривать архитектуру города как средство социокультурного развития и начального краеведческого образования старших дошкольников (С.Ю. Бологова, Н.А. Платохина, О.В. Солнцева, Н.С. Стерхова), охарактеризовать феномен интереса как фактор становления субъектной позиции и творческой индивидуальности детской личности в процессе освоения культурного наследия родного города (А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, Н.Б. Крылова, Р.М. Чумичева).
На основе теоретических положений о сущности и специфике культуры города (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, М.С. Каган) и архитектуры как пластического вида искусства (И.А. Бартенев, З. Гидион, В.Л. Глазычев, А.В. Иконников), архитектура города понимается в исследовании как искусство создания предметно-пространственной среды, необходимой для жизнедеятельности горожан, наглядно и целостно отражающей культурно-историческое своеобразие города во взаимосвязи с его природными особенностями и исторически закрепленными за ним функциями. Особое значение в целостном восприятии города имеют архитектурные ансамбли, представляющие собой художественно-образное единство природных элементов, архитектурных, скульптурных форм и символов, созданных в разное время (А.В. Иконников, М.С. Каган).
Данное определение было использовано при проектировании содержания процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, главной особенностью которой является ансамблевость, определяющая возможности концентрированного выражения историко-культурных функций в облике города и создающая основу для синтеза искусств. Анализ исторических работ в области отечественного краеведения (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс) и современных положений о краеведческом образовании старших дошкольников (О.В. Солнцева) позволил обосновать историко-функциональный и комплексный подходы к отбору содержания. В главе раскрыты несколько взаимосвязанных линий отбора содержания, конкретизирующих данные подходы: линии ознакомления детей с основными природными особенностями Санкт-Петербурга, архитектурными ансамблями, воплощающими его историко-культурные функции; событийная линия, направленная на воссоздание некоторых традиций, необычных событий, связанных с архитектурными ансамблями города; искусствоведческая линия, предполагающая обращение к различным произведениям искусства, сюжетно или ассоциативно связанных с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга; субъектно-личностная линия («я петербуржец»), нацеленная на формирование активной позиции старших дошкольников к городу и освоению его культурного наследия. Считаем, что отбор содержания в соответствии с обозначенными линиями наиболее полно и емко отражает культурно - историческое своеобразие города, способствует развитию активного интереса старших дошкольников к его архитектуре и требует рассмотрения общих теоретико-методологических подходов к данному понятию.
Анализ показал, что проблема интереса является междисциплинарной. В социологии интересу отводится роль основания системы общественных и личностных ценностей (А.В. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, Н.Э. Чавчавадзе). В психологии раскрывается интегративная природа интереса, возрастные особенности, структура и психофизиологические основы (Л.И. Божович, Л.А. Гордон, А.К. Дусавицкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В педагогике проблема изучения интереса связана с поиском эффективных путей активизации познавательной деятельности детей (Е.В. Иванова, Л.М. Маневцова, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.).
Определяя сущностные и структурно-содержательные характеристики интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, мы исходили из позиций ученых, рассматривающих интерес как особое эмоционально-познавательное отношение к действительности (В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев и др.), как интегративное личностное образование, включенное в активные процессы сознания и деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.). На основании анализа интерес детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга может быть рассмотрен как проявление активного, эмоционально-положительного отношения старших дошкольников к городу и его архитектурным ансамблям, выражающегося в стремлении к их разностороннему познанию и творческому отражению в разнообразных видах художественно-практической и игровой деятельности в зависимости от индивидуальных предпочтений и склонностей детей.
Исходя из положения о том, что Санкт-Петербург представляет собой «художественную целостность», «ансамбль ансамблей» (Н.П. Анциферов, М.С. Каган, А.П. Крюковских), была определена общая логика процесса развития интереса старших дошкольников к архитектуре. Она разворачивалась от эмоционально образного восприятия архитектурного облика Санкт-Петербурга, к увлекательному познанию его архитектурных ансамблей в историко-событийном, функциональном и природообусловленном контексте, и последующему творческому отражению детских представлений об архитектуре города в разнообразных видах совместной и самостоятельной деятельности. Следует отметить, что данная логика учитывала основные особенности развития интересов дошкольников, а именно тесную связь с опытом непосредственного восприятия действительности, слитность эмоциональных и интеллектуальных процессов, склонность к практическому овладению познаваемыми объектами (Е.В. Иванова, А.А. Люблинская, Л.М. Маневцова, М.Л. Семенова, П.Г. Сирбиладзе, А.И Сорокина и др.).
Анализ научных данных позволил нам разработать структурно-содержательную модель интереса, включающую несколько взаимосвязанных компонентов: эмоциональный, который проявляется в эмоционально положительном отношении старших дошкольников к городу и его архитектуре; познавательный,характеризующийся стремлением детей узнавать новое об архитектурных ансамблях города, вникнуть в их образное и историко-событийное содержание; деятельностно-творческий,выражающийся в готовности дошкольников реализовать свои предпочтения, связанные с городской архитектурой, в деятельности; волевой, проявляющийся в инициативности, настойчивости и самостоятельности детей в познании архитектурных ансамблей и реализации своих творческих замыслов.
В главе прослежена генетическая линия развития интереса, выявлены основные параметры (широта, глубина, устойчивость, направленность, действенность), которые позволяют диагностировать его проявление.
Проведенный анализ позволил выдвинуть предположение о том, что развитие активного интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в единстве составляющих его компонентов будет эффективным при соблюдении комплекса педагогических условий, направленных на совершенствование содержательных и технологических аспектов данного процесса, конструирование обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей интерес к архитектуре Санкт-Петербурга, оптимизацию педагогического взаимодействия, основанного на гибком изменении позиции педагога и обеспечивающего нарастание субъектной позиции и творческой самостоятельности детей.
Во второй главе «Особенности развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения» представлена логика построения, содержание и результаты констатирующего эксперимента, который осуществлялся по двум направлениям. Первое направление эксперимента заключалось в изучении особенностей представлений и эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к Санкт-Петербургу, определении наличного уровня интереса детей к архитектуре города. С этой целью использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: индивидуальная беседа о городе и его архитектуре, которая дополнялась методикой «Лесенка», игрой «Город-цвет» (основанной на тесте цветовых предпочтений М. Люшера); метод фиксации и анализа детских вопросов (в форме проблемно-игровой ситуации «Вопрошайка»); проблемно-творческая ситуация («Подарки на память о Санкт-Петербурге»); наблюдение за эмоциональными и действенными проявлениями детей в ходе беседы, а также их предпочтениями в ситуациях выбора.
Оценка представлений детей о Санкт-Петербурге и его архитектуре осуществлялась с позиции адекватности, полноты, существенности и обобщенности, а также учитывались эмоциональная окрашенность и степень дифференцированности представлений. Характер отношения старших дошкольников к городу и его архитектуре анализировался с позиций наличия и степени выраженности интереса. При определении уровня интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга использовался комплексный показатель, включающий широту, направленность, глубину, действенность и устойчивость интереса.
Анализ полученных данных показал, что для большинства старших дошкольников (78 %) характерны недостаточно адекватные, неполные и слабо обобщенные представления о Санкт-Петербурге и его архитектурных ансамблях, что ярко проявилось в наличии искажений, связанных с незнанием детьми названий и видов архитектурных сооружений, основанных на их внешней схожести, в отсутствии начальных достоверных сведений о термине «архитектура» и профессии архитектора. Вместе с тем, внимание к ярким внешним особенностям архитектурных объектов (красочность, образность, детали), желание делиться впечатлениями о них, склонность к фантазированию над образами архитектурно-скульптурной среды города свидетельствуют об эмоциональной окрашенности и определенной дифференцированности представлений детей о Санкт-Петербурге. Было зафиксировано, что для большинства старших дошкольников (88 %) характерно общее эмоционально положительное отношение к городу и его архитектурным ансамблям, свидетельствующее о наличии и определенной степени выраженности интереса. Это проявилось в предпочтении Санкт-Петербурга другому месту жительства, в разнообразии характеристик и цветовых ассоциаций, связанных с городом, в использовании эмоциональной лексики в высказываниях о городе и его архитектурных объектах, в мотивированном желании узнавать новое о городе и его архитектуре.
Обобщенный анализ полученных данных позволил выявить три уровня развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, отличающихся по комплексному показателю.
Низкий уровень интереса характеризовался преимущественно эмоционально нейтральным отношением старших дошкольников к Санкт-Петербургу и его архитектурным ансамблям, проявлением ситуативного, неустойчивого интереса утилитарно-развлекательной направленности. Город привлекателен для данных дошкольников возможностью удовлетворить типичные детские потребности (в ярких впечатлениях, покупках, развлечениях). Эти дети не проявляли интереса к архитектурным объектам и их отражению в деятельности, что объясняется недостаточностью личного опыта активного взаимодействия с городской средой (21 %).
Средний уровень интереса характеризовался общим положительным эмоциональным отношением старших дошкольников к городу и его архитектурным ансамблям, проявлением широкого, поверхностного, недостаточно устойчивого и действенного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга с выраженной визуальной направленностью. Дошкольников привлекала возможность непосредственного восприятия и рассматривания архитектурных объектов Санкт-Петербурга с ярко выраженными внешними особенностями. Дети задавали преимущественно объектные вопросы об архитектурных сооружениях города и их особенностях, не пытались по собственной инициативе реализовать свои интересы, связанные с архитектурой Санкт-Петербурга, в деятельности (64 %).
Выше среднего уровень интереса характеризовался устойчивым эмоционально положительным отношением к городу и его архитектурным ансамблям, появлением элементов познавательной направленности к отдельным объектам архитектуры. Дети задавали о данных объектах вопросы, преимущественно связанные с назначением, занимательными фактами, раскрывающими историко-событийные и личностные моменты их создания. Дошкольники охотно участвовали в обсуждении со взрослым своих впечатлений, делились занимательной информацией об интересующих их архитектурных сооружениях города, которую они дополняли собственными фантазиями. Данные дети проявляли готовность отразить свои предпочтения в деятельности (рисовании, сочинительстве и др.), но не всегда могли завершить творческие замыслы качественным результатом (15 %).
Высокий уровень интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в констатирующем эксперименте не был выявлен.
Сопоставление уровней представлений старших дошкольников о Санкт-Петербурге и уровней интереса детей к архитектуре города свидетельствует о достаточно сильно выраженной зависимости (r = 0,894). Корреляционный анализ позволяет утверждать, что формирование начальных представлений о культурно-историческом своеобразии архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга при обязательной поддержке и стимулировании эмоционально-познавательного отношения к городу является одним из важных факторов развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга.
Второе направление состояло в изучении педагогических условий развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в практике детских садов города: выявлении общих особенностей организации процесса ознакомления детей 5-6 лет с Санкт-Петербургом, анализ педагогического взаимодействия и предметно-развивающей среды с позиции развития интереса к городу и его архитектуре. Использовались анкетирование и беседа с педагогами, анализ педагогического планирования, систематическое наблюдение за деятельностью педагога и детей на занятиях по петербурговедению в специально созданной предметно-развивающей среде.
Полученные данные свидетельствовали о преимущественно «знаниевой» направленности в ознакомлении детей 5-6 лет с Санкт-Петербургом, недостаточно эффективном программно-методическом обеспечении данного процесса, историко-хронологической логике в планировании тематики занятий по петербурговедению, которая не вполне соответствует возрастным возможностям дошкольников. Педагогическое взаимодействие характеризуется неправомерным преобладанием активности педагога на занятиях и словесных методов, нацеливающих детей на репродуктивный характер познавательной деятельности. Оснащение предметно-развивающей среды преимущественно ориентировано на организацию учебной деятельности детей в процессе ознакомления с Санкт-Петербургом, без достаточного учета естественной для дошкольников потребности в игровой, творческой и практической деятельности.
Анализ полученных данных показал, что сниженные уровни интереса обусловлены недостаточной ориентацией педагогов детского сада на развитие интереса как интегративного образования в единстве всех его компонентов; неоправданно завышенными требованиями к уровню знаний дошкольников об истории города; отсутствием полноценных возможностей для реализации интересов дошкольников, связанных с архитектурой Санкт-Петербурга, в разнообразной детской деятельности и содержательном общении со взрослыми и сверстниками, что подтвердило необходимость разработки эффективных педагогических условий развития интереса старших дошкольников на принципиально новых основах.
В третьей главе «Педагогические условия развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга» раскрыты цель и этапы формирующего эксперимента, решавшего следующие задачи: 1. Сформулировать принципы отбора и реализации содержания процесса развития интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга. 2. Разработать и апробировать содержание, поэтапную педагогическую технологию развития интереса дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга. 3. Обеспечить личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми в процессе развития интереса к архитектуре города. 4. Создать обогащенную предметно-развивающую среду, способствующую развитию интереса детей к Санкт-Петербургу и его архитектуре.
На основе научных данных (Н.П. Анциферов, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, И.М. Гревс, О.В. Солнцева, Н.Б. Крылова, Н.Н. Поддъяков) были разработаны принципы развития интереса к архитектуре Санкт-Петербурга, учитывающие своеобразие дошкольного детства и раскрывающие историко-функциональный и комплексный подходы к отбору содержания. Принципы культуро- и природосообразности, целостности, комплексности, увлекательности, активности и самостоятельности, творчества и продуктивности определили проектирование парциальной образовательной программы («Здравствуй, город дорогой!»), поэтапной педагогической технологии, а также методического обеспечения, сопровождавшего их реализацию.
На данном этапе в детском саду была создана обогащенная предметно-развивающая среда. В ее конструировании были реализованы принципы активности и творчества, комфортности и эмоциогенности, динамичности и опережающего характера содержания образовательной работы с детьми (Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, М.Н. Полякова, В.А. Петровский и др.). Необходимыми элементами обогащенной среды выступали: многофункциональное панно архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, условная карта города, официальные символы Санкт-Петербурга, лента времени, аудио- и видеосредства, игровой, наглядный и изобразительный материал, стимулирующий интерес старших дошкольников к архитектуре города и возможность отразить его в разных видах детской деятельности.  
Процесс развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга выстраивался поэтапно.
Первый, вводный, этап был направлен на формирование эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к городу и его архитектурному облику.
Содержанием данного этапа выступал особый раздел разработанной нами программы, представляющий Санкт-Петербург «собирательной личностью» («Город как личность»), основанный на проведении смысловых параллелей между личностью ребенка и особенностями города (у ребенка и города есть имя, день рождения, «настроение», отличительные внешние черты и т.д.). С целью развития интереса к архитектурному облику Санкт-Петербурга, накопления зрительных образов архитектуры города дети включались в реальные и воображаемые путешествия по городу обзорного характера, в ситуации панорамного рассматривания Санкт-Петербурга. Все это обеспечивало возможности установления взаимосвязей с детским опытом и формирования на этой основе эмоционально окрашенных начальных представлений о своеобразии архитектурного облика Санкт-Петербурга.
На вводном этапе педагог занимал обучающе-стимулирующую позицию во взаимодействии с дошкольниками. Как равноправный партнер заинтересованного общения с детьми по поводу города педагог стимулировал их творческое воображение и фантазию в процессе восприятия городских объектов, побуждал к формулированию вопросов и обмену впечатлениями, уточнял и дополнял детские высказывания достоверными занимательными сведениями о городе и его архитектуре.
В целом, на вводном этапе осуществился переход от ситуативного неустойчивого интереса старших дошкольников к городу и его архитектурному облику к интересу с элементами познавательной направленности, что позволило перейти к следующему этапу эксперимента.
Второй, основной, этап был направлен на углубление и повышение действенности интереса старших дошкольников в процессе дифференцированного познания основных архитектурных ансамблей, воплощающих историко-культурные функции Санкт-Петербурга.
В соответствии с принципом культуросообразности, основной этап педагогической технологии реализовывал разделы разработанной нами программы, условно названные: «Город-крепость», «Город-верфь», «Город – морские ворота», смысловыми центрами которых выступали архитектурные ансамбли Петропавловской крепости, Адмиралтейства, Стрелки Васильевского острова. Согласно принципу комплексности для раскрытия культурно-исторического своеобразия каждого архитектурного ансамбля привлекались разнообразные сведения: об основных природных условиях, в которых создавался Санкт-Петербург, о знаменитых архитекторах, ярких исторических фактах и событиях, традициях и символах, связанных с ними. Исходя из принципа увлекательности, знакомство старших дошкольников с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга облекалось в сюжетно-игровую оболочку познавательного путешествия по городу, в котором детей сопровождал игровой персонаж петербургской тематики.
Освоение детьми каждого архитектурного ансамбля осуществлялось  пошагово в логике возрастающей детской любознательности и постепенно усложняющейся интриги совершения маленьких познавательных открытий. В зависимости от этого менялась позиция педагога – от обучающе-стимулирующей к проблемно-инициирующей. Как участник детских познавательных открытий, он побуждал старших дошкольников к высказыванию гипотез и предположений о символическом значении архитектурных ансамблей, установлению взаимосвязей между их обликом, назначением и местоположением в городе, к проверке детских гипотез, к самостоятельному поиску интересующей информации о городе и его архитектуре. На данном этапе широко использовались дидактические игры типа «Найди сходства и отличия», «Узнай по детали (силуэту, цвету)», «Собери из частей», которые помогали закрепить представления старших дошкольников о характерных функциональных и художественных особенностях архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
В ходе реализации основного этапа была отмечена нарастающая субъектная позиция старших дошкольников по отношению к архитектуре города. Это выражалось в эмоционально-субъектных и деятельностно-субъектныхпроявлениях: становлении индивидуальных предпочтений, связанных с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга, инициативном желании узнавать новое и отражать их в детской деятельности; в настойчивости и самостоятельности в поиске информации об интересующих архитектурных объектах города. Контрольный срез показал повышение уровня интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, что выразилось в становлении познавательной направленности интереса, появлении избирательности и действенности, что позволило перейти к третьему этапу формирующего эксперимента.
Третий заключительный, этап был направлен на широкое отражение интересов старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в разных видах совместной и самостоятельной детской деятельности.
Содержанием заключительного этапа выступала вариативная часть разработанной парциальной программы, которая включала адаптированные мифы и легенды, произведения классической музыки, воссоздающие историко-событийный, художественно-символический контекст, связанный с архитектурными ансамблями города. Исходя из принципа комплексности, старшие дошкольники в ходе реализации третьего этапа включались в разнообразную художественно-практическую и игровую деятельность по отражению своих интересов к архитектурным ансамблям Санкт-Петербурга. В соответствии с этим образовательная работа с детьми осуществлялась в своеобразных «творческих мастерских» - «театрально-игровой», «музыкально-игровой», «словесно-художественной», «художественно-конструкторской». Исходя из принципа творчества и продуктивности, организация детской деятельности в данных «мастерских» была направлена на создание коллективного продукта, отражающего посильный вклад в него каждого ребенка (например, книг со сказочными историями, загадками о городе и его архитектуре и иллюстрирующими их детскими рисунками).
На третьем этапе педагог занимал направляюще-сопровождающую позицию во взаимодействии с детьми: направлял познавательную и творческую активность дошкольников в зависимости от их предпочтений, сопровождал их в реализации творческих замыслов, связанных с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга, подбирал дополнительную информацию об интересующих детей городских объектах, подсказывая варианты развития и способы воплощения творческого замысла.
В результате систематического наблюдения, были выделены типы дошкольников по особенностям проявления интереса к архитектуре Санкт-Петербурга. «Рассказчики» (39 %) – это дети, которые стремились реализовать свои интересы к архитектуре преимущественно в общении со взрослыми и сверстниками. «Фантазеры» (24 %) - дошкольники, отличавшиеся оригинальностью творческих замыслов, связанных с архитектурой, в изобразительной, игровой, конструкторской деятельности. «Знатоки» (22 %) – это дети с активным познавательным интересом к широкому кругу архитектурных объектов города. «Художники» (15 %) – старшие дошкольники, которых привлекала эстетическая сторона архитектуры Санкт-Петербурга, изобразительная деятельность, в которой они стремились к детализированному и реалистичному изображению предпочитаемых архитектурных объектов города. Было отмечено, что у дошкольников более ярко стало проявляться личностное, заинтересованно бережное и уважительное отношение к городу и его архитектурным ансамблям, свою позицию юного петербуржца дети связывали не только с местом жительства, но и эмоционально-познавательным и деятельностным опытом взаимодействия с городской средой.
Результаты контрольного эксперимента показали выраженную положительную динамику в развитии интереса к архитектуре Санкт-Петербургу у детей экспериментальной группы, что проявилось в отсутствии низкого, появлении высокого уровня, характеризующегося устойчивым, достаточно глубоким и действенным интересом дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга познавательной и творческой направленности.
Коэффициент корреляции между уровнем представлений детей о городе и уровнем развития интереса к его архитектуре составил r = 0,966. Выявилось, что у детей контрольной группы, существенных изменений в проявлении интереса к архитектуре Санкт-Петербурга не произошло, о чем свидетельствует гистограмма.
 

Динамика изменения уровней интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в экспериментальной и контрольной группах
Динамика изменения уровней интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в экспериментальной и контрольной группах

Материалы контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы. Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
В заключении обобщены результаты исследования в логике сформулированных во введении задач, сформулированы основные выводы.

Выводы
1. Интерес детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга может быть рассмотрен как проявление активного эмоционально-познавательного отношения к городу и его архитектурным ансамблям; как интегративное личностное образование, включающее в себя несколько взаимосвязанных компонентов, планомерное обогащение которых обеспечивает становление детской личности, эмоционально, интеллектуально и деятельностно подготовленной к активному и культуросообразному взаимодействию с городской средой.
2. Особенности проявления интереса старших дошкольников к архитектуре города зависят: от сформированности начальных адекватных представлений о культурно-историческом своеобразии архитектуры Санкт-Петербурга; характера взаимодействия педагога с детьми, стимулирующего их активную позицию в познании и желание проникнуть в сущность познаваемых явлений; наличия полноценных возможностей для непосредственного взаимодействия с городской средой и переноса впечатлений, связанных с ее восприятием, в деятельность, общение со взрослыми и сверстниками.
3. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что эффективное развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга осуществляется при соблюдении комплекса педагогических условий: ознакомлении детей с архитектурными ансамблями, ярко и наглядно отражающими историко-культурные функции города; реализации поэтапной педагогической технологии, обеспечивающей постепенное углубление интереса к архитектуре Санкт-Петербурга и его творческое отражение в разнообразных видах детской деятельности; конструировании обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей интерес дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга; личностно ориентированном взаимодействии, направленном на поддержку и инициирование эмоционально-познавательного и творческого отношения старших дошкольников к городу и его архитектурным ансамблям.
4. Было выявлено, что в процессе развития интереса старших дошкольников к архитектуре города расширяется и дифференцируется его содержание - увеличивается число предпочитаемых архитектурных объектов, конкретизируются представления о них. Интерес углубляется: от интереса поверхностного, к ярким занимательным сторонам архитектуры - к стремлению проникнуть за пределы увиденного. Нарастает устойчивость интереса – от интереса, подверженного внешним влияниям - к интересу постоянному, личностному. Изменяется его направленность – от развлекательной и визуальной к познавательной и творческой. Возрастает действенность интереса, он становится стимулом творческой деятельности детей и содержательного общения со взрослыми и сверстниками.
5. Проведенное исследование доказало, что развитие интереса старших дошкольников к архитектуре города происходит успешно при этапном построении данного процесса, разворачивающегося от эмоционально образного восприятия архитектурного облика Санкт-Петербурга, к увлекательному познанию его архитектурных ансамблей в историко-событийном, функциональном и природообусловленном контексте и последующему творческому отражению представлений детей об архитектуре города в разнообразных видах совместной и самостоятельной деятельности.
6. Исследование доказало, что развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга обеспечивается личностно ориентированным педагогическим взаимодействием, основанным на гибком изменении позиции педагога (от обучающе-стимулирующей через проблемно-инициирующую к направляюще-сопровождающей), стимулирующей познавательную активность, субъектные и творческие проявления дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой города.
7. Достигнутая позитивная динамика в развитии интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга доказывает эффективность разработанных педагогических условий и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы: развитие ценностного отношения и творческих способностей старших дошкольников в условиях приобщения к культуре города, взаимодействие детского сада и семьи в данном процессе.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  • Борчанинова К.В. Краеведческое образование детей дошкольного возраста: определение понятия // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А.И. Герцена: Сборник лучших научных работ 2005 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. Вып. 6. С. 86-89 (0,2 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Развитие интереса к культуре Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 4-6 апреля 2007 г. СПб.: СОЮЗ, 2007. С. 132-138 (0,4 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Особенности проявления интереса к Санкт-Петербургу у детей старшего дошкольного возраста // Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» 18-20 апреля 2007 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 336–339 (0,1 п.л.).
  • Борчанинова К.В., Солнцева О.В. Маленькие граждане о своем городе // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. С. 345-363 (0,9 п.л./0,4 п.л.).
  • Борчанинова К.В., Солнцева О.В. Диагностика интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч.2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 292–307 (0,8 п.л./0,4 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Анализ детских вопросов как метод изучения особенностей развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Материалы Международной научно-практической конференции 9-11 апреля, 2008 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 171-180 (0,5 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Особенности проявления направленности интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга // Актуальные проблемы дошкольного образования: социокультурная компетентность детей в период детства: Материалы XI международной научно-практической конференции 30 апреля, 2008 г. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008 г. С. 21-27 (0,3 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Особенности формирования образа Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста // Искусство и дети: Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» 16-18 апреля 2008 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 292-295 (0,2 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Особенности отбора содержания в процессе ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города (на примере Санкт-Петербурга) // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / Под общей ред. Л.Н. Воронецкой. Минск: Изд-во БГПУ, 2008. С. 51-53 (0,4 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Дети и город: представления старших дошкольников о Санкт-Петербурге / Детство с городом: воспитание петербуржца в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.А. Деркунской. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 (апрель). С. 8–35 (1,7 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Цикл экскурсий для старших дошкольников по Санкт-Петербургу / Детство с городом: воспитание петербуржца в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.А. Деркунской. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 (апрель). С. 48-62 (0,6 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Методические основы развития интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 (апрель). С. 401-408 (0,5 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Содержательные основы развития интереса старших дошкольников к архитектуре родного города // Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международного форума молодых ученых, 22-24 апреля 2009 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 (апрель). С. 71-77 (0,4 п.л.).
  • Педагогические основы развития у старших дошкольников интереса к архитектуре родного города // Детский сад от А до Я. № 4 (40): научно-методический журнал для педагогов и родителей. Москва: «Московская типография № 6», 2009 (сентябрь). С. 99-109 (0,7 п.л.).
  • Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 109: научный журнал. СПб., 2009 (июль). С. 78-84 (0,4 п.л.).

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!