РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Научно-педагогическая школа Е.А. Гребенщиковой

Научно-педагогическая школа А.М. Леушиной

Научно-педагогическая школа В.И. Логиновой

Научно-педагогическая школа Т.И. Бабаевой

Новые направления научно-исследовательской  деятельности

Главные научные направления

 

 

Научно-педагогическая школа В.И. Логиновой

Вера Иосифовна Логинова — выдающийся теоретик дошкольной педагогики, ученый — методолог, талантливый исследователь, руководитель уникальной научно-педагогической школы. Истоки возникновения научной школы В.И. Логиновой лежат в результатах собственного кандидатского диссертационного исследования «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и их признаках», выполненного в 1965 году под руководством заведующей кафедрой, профессора А.М. Леушиной. Именно в недрах данного исследования, определилось поле дальнейших личных исследовательских интересов, и зародилась ведущая идея будущей научной школы. Изучая теорию и историю сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, В.И. Логинова обращается к изучению закономерностей познавательной деятельности ребенка, ее иерархическому строению и функционированию. В результате исследователь  приходит к выводу о развивающей роли системных знаний в структуре сознания ребенка и предположению о возможности их освоения дошкольниками при создании необходимых педагогических условий. Идея формирования системных знаний о разных областях действительности стала одной из основополагающих концептуальных позиций многих исследований, проводимых на кафедре дошкольной педагогики в 80-90-ые годы.

Первый этап становления научной школы связан с изучением проблемы формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Изучение проблемы находит отражение в многочисленных публикациях Веры Иосифовны, ее выступлениях, в учебно-исследовательской работе студентов и аспирантов кафедры. Этому посвящены  диссертационные исследования, выполненные под руководством В.И. Логиновой: Г.Н. Бавыкиной, Л.А. Мишариной, Н.М. Крыловой, С.Ф. Сударчиковой. Достойным научным обобщением результатов исследования проблемы стала докторская диссертация В.И. Логиновой «Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста», защищенная в 1984 году.

Следующим этапом развития идеи научной школы стало изучение влияния системных знаний детей на разные стороны развития ребенка, на характер его деятельности. В исследовательском коллективе кафедры дошкольной педагогики определилось несколько научных групп, разрабатывающих разные аспекты этой проблемы.

Прежде всего, это группа исследователей, работающих под руководством В.И. Логиновой: М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимова, Р.К. Аралбаева, Л.Я. Мусатова, М.М. Стрекаловская. В рамках изучаемой проблемы особое место занимали исследования вопроса о роли системных знаний в развитии творческой художественной деятельности дошкольника. Изучением данных вопросов под руководством В.И. Логиновой занимались О.Н. Сомкова, Н.А. Вершинина, А.Г. Гогоберидзе.
Под руководством П.Г. Саморуковой работают аспиранты и преподаватели, изучающие роль системных знаний в экологическом воспитании дошкольника: Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, И.А. Хайдурова, Е.Ф.Терентьева, Н.Н. Кондратьева.

Под руководством Е.И. Беловой выполняются исследования по проблеме нравственного воспитания детей с отклонениями в поведении. В ряде диссертационных работ этого направления рассматриваются вопросы о месте системных знаний в профилактической и коррекционной работе с детьми (Р.Н. Дзарасов, Т.А. Березина).

Диссертационные исследования, выполненные в этот период носят практикоориентированный характер, внедрение их результатов обеспечило существенный прорыв в практике обучения и развития дошкольников в 80-90-ые годы.

Наследие научной школы В.И.Логиновой продолжает развиваться сегодня ее учениками в разных вузах страны и за рубежом.

Третий этап (90-е годы — настоящее время) определяется деятельностью научной школы Т.И. Бабаевой и исследованиями, выполненными под руководством З.А. Михайловой, Н.А. Ноткиной, М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!