РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научно-педагогическая школа Е.А. Гребенщиковой

Научно-педагогическая школа А.М. Леушиной

Научно-педагогическая школа В.И. Логиновой

Научно-педагогическая школа Т.И. Бабаевой

Новые направления научно-исследовательской  деятельности

Главные научные направления

 

 

Научно-педагогическая школа Т.И. Бабаевой

Исследовательский интерес к проблеме социально-нравственного развития ребенка появился в ходе выполнения Т.И. Бабаевой кандидатской диссертации «Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения», выполненной в 1973 году под руководством Е.А. Гребенщиковой.

Исследования в рамках научной школы Т.И. Бабаевой объединены концептуальным подходом к социально-нравственному развитию детей дошкольного возраста, обеспечивающим общий процесс социализации и индивидуализации в условиях гуманного педагогического взаимодействия. В рамках этого подхода произошло зарождение идеи субъектности как личностного качества, становление которого возможно в дошкольном возрасте.

Концепция дошкольного воспитания (1989), провозгласившая идею самоценности дошкольного детства, требовала нового подхода к решению вопроса  подготовки детей к школе в детском саду. В условиях отказа от традиционной формы занятий и дискуссионности вопроса о формах обучения дошкольников необходимо было найти новые подходы, обеспечивающие самореализацию ребенка и успешность его будущего школьного обучения в вариативных учебных заведениях, сохраняя оптимальные для дошкольников виды и формы деятельности. Это и составило поле исследовательской деятельности научной школы Т.И. Бабаевой.

Аспиранты кафедры этого периода изучают разнообразные аспекты данной проблемы: становление самоконтроля и самооценки у старших дошкольников (Нгуен Тхи Тхань Бинь, Диалло Абдулай Баба), воспитание доброжелательных отношений и сотрудничества детей на занятиях (М.Н. Сокольникова, Л.С. Римашевская), развитие самостоятельности (М.Н. Силаева). Ряд работ посвящены разработке условий педагогического процесса детского сада для подготовки детей к школе: взаимодействие детского сада и семьи (Бига Букари Алласан), использование компьютера (Е.В. Иванова), организация дифференцированного подхода при подготовке детей к школе (А.В. Бурма).

Научный коллектив исследователей, работающих под руководством Т.И. Бабаевой, разнообразен по национальному составу, что свидетельствует об интернациональном характере изучаемой проблемы, ее актуальности для разных регионов России и стран мира. Среди аспирантов Т.И. Бабаевой представители Вьетнама, Бенина, Мали.   Исследование проблемы становления личности ребенка 5-7 лет в условиях разных культур, использование метода сравнительного анализа результатов позволило показать существенное значение социо-культурной ситуации, как фактора развития ребенка-дошкольника.           ( по материалам Н.А.  Вершининой, О.Н. Сомковой).

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!