РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: СПИСКИ ПУБЛИКАЦИЙ

 

АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ
1980-1990 гг.

История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Составители: Н.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, О.А. Фролова /Под редакцией М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1980 (2-ое изд,, 1988).

Хрестоматия ориентирована на программу по истории педагогики для факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов. Являясь логическим продолжением ранее составленных на кафедре хрестоматий, позволяла показать становление советской дошкольной педагогики, ее проблемы и значение для научной организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. В пособии представлены материалы первых съездов и конференций по дошкольному воспитанию.

Хрестоматия подготовлена коллективом кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена при участии НИИ педагогических наук Грузинской ССР.

Умственное воспитание детей в детском саду. Межвузовский сборник научных трудов /Отв. ред. В.И. Логинова. — Л., 1981.

В статьях сборника раскрыты актуальные проблемы умственного и нравственного воспитания детей, содержание системных знаний о разных областях действительности. Наибольший интерес представляют статьи В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, Л.В. Лидак, Н.А. Ноткиной, П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, С.Ф. Сударчиковой.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1981.

При разработке данного учебного пособия был использован многолетний опыт организации и проведения лабораторного практикума на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания ЛГПИ им. А.И. Герцена. Цель лабораторного практикума — обеспечение единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов через решение комплекса по формированию знаний, практических и научно-исследовательских умений.

В создании пособия принял участие большой авторский коллектив сотрудников кафедры: Т.И. Бабаева, Е.Д. Белова, Д.И. Воробьева, Л.М. Гурович, Н.А. Курочкина, Г.П. Ларионова, Б.С. Лейкина, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, А.К. Матвеева, Н.А. Ноткина, Т.Д. Рихтерман, П.Г. Саморукова, М.И. Шарова.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982.
Методическое пособие для воспитателей детских садов разработано на основе исследований автора. Представлены особенности освоения детьми временных отношений, методы и приемы развития у детей представлений о времени. Книга издавалась дважды, в 1986 г. переведена на итальянский язык.

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983 (2-ое изд., 1988).

Учебное пособие состоит из двух книг: первая книга «Содержание коммунистического воспитания в детском саду», вторая — «Методика и организация коммунистического воспитания детей в детском саду». Учебник написан на основе обобщения научных исследований по общей и дошкольной педагогике, детской психологии и частных методик. В ряде глав широко отражены исследования, выполненные на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Структура пособия предусматривает установление внутрипредметных связей при изучении студентами учебной дисциплины. В первом разделе раскрываются основные педагогические понятия и закономерности воспитания и развития личности ребенка, темы второго раздела — конкретизируют общие закономерности, на основе которых рассматривается содержание, методы, формы организации воспитания и обучения детей в условиях детского сада. В каждой главе учебного пособия раскрываются ведущие понятия, методология данной проблемы, содержание, методы и формы организации педагогического процесса.

Программа курса по дошкольной педагогике, на основе которой создано данной учебное пособие, было разработано под руководством доктора педагогических наук, профессора А.М. Леушиной. Над созданием пособия трудился большой авторский коллектив сотрудников кафедры: Т.И. Бабаева, Е.Д. Белова, Л.Р. Голубева, Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, П.Г. Саморукова, М.И. Шарова.
Переведено на испанский язык и издано в Гаване (1989, 1990).

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1983.

В пособие представлены содержание и методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой: организация наблюдений, рассматривание природных объектов, труд в природе.

Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. М.: Просвещение, 1984.

В методическое пособие включена глава «Формирование словаря», написанная В.И. Логиновой. Глава освещает задачи, содержание и методику работы по данному разделу развития речи детей. Представлены оригинальные конспекты занятий по обогащению и активизации словаря.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985 (переиздание 1989).

В методическом пособии для воспитателей представлены игры, упражнения и методика их использования в работе с детьми в целях развития умственной активности, смекалки и сообразительности. В настоящее время книга издается в новой редакции под названием «Игровые задачи для дошкольников». Книга переведена на молдавский язык (1987).

Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987.

Статьи сборника раскрывают результаты исследований преподавателей и аспирантов кафедры о возможности и способах формирования у дошкольников системных знаний, их развивающем эффекте. Наибольший интерес представляют: В.И.Логинова «Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний»; Л.М. Маневцова «Формирование у детей 6-7 лет понимания некоторых пространствено-временных отношений»; Н.Н. Кондратьева «Содержание и  структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста»; О.Н. Сомкова «Влияние системных знаний о предметах и явлениях окружающего мира на формирование творческих речевых умений детей 5-6 лет»; М.М. Стрекаловская «Формирование игровой деятельности дошкольников на основе системных знаний о труде взрослых»; Н.А. Вершинина «Влияние системных знаний о композиции живописных произведений на совершенствование композиции детских рисунков».

Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. /Сост. В.В. Данилова.  М.: Просвещение, 1987.

Допущено Министерством просвещения в качестве учебного пособия для студентов пединститутов. В книгу включены результаты исследований аспирантов доктора педагогических наук, профессора А.М. Леушиной: Т.А. Мусейибовой, З.А. Михайловой, Т.Д. Рихтерман.

Формирование математических представлений у дошкольников. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. А.а. Столяра. М.: Просвещение, 1988.

Учебник написан большим авторским коллективом, в состав которого вошли преподаватели кафедры дошкольной педагогики (З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман). Раскрыты теоретические и методические основы развития математических и логических представлений у детей, методы и приемы обучения.

 

2007г.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!