РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема

Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики

Исследовательская работа кафедры в рамках научных проектов: концепция организации образования детей старшего дошкольного возраста

Развитие идей воспитания детей средствами природы в истории кафедры дошкольной педагогики

Становление на кафедре дошкольной педагогики методики развития у детей дошкольного возраста математических представлений



А.Г. Гогоберидзе


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ В РАМКАХ
НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ: КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Участие в конкурсах научно-исследовательских проектов, проводимых Министерством образования и науки РФ, различными научными фондами, является одним из приоритетных видов деятельности коллектива кафедры.

В 2005 году кафедра приняла участие в проводимом Федеральным Агентством по образованию открытом конкурсе «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения». Конкурс проводился в соответствии с направлением Федеральной программы развития образования: совершенствование структуры и содержания образования.

Ведущей задачей технического задания конкурса стала разработка концептуальных основ организации образования детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в данной статье.

Концепция разработана в соответствии:
- с Федеральными законами РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года;
- с положениями Федеральной программы развития образования в России;
- со стратегическими направлениями программы модернизации образования в России;
- со стратегическим планом по переводу детей на предшкольное образование с 5 лет (в рамках изменений ФЗ РФ «Об образовании»). (Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ).

При разработке концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста учитывались:
- особенности социальных, экономических, информационных, политических, кросс-культурных процессов, происходящих в России и мире, которые находят отражение в соответствующих ценностно-целевых ориентирах современного образования (ориентация на развитие инициативной, самостоятельной, мобильной, творческой, толерантной личности) и тенденциях его развития (гуманизация, гуманитаризация, субъектнонаправленность, многовариантность, непрерывность);
- изменения в современной науке, которые обусловливают необходимость поиска новых моделей, способов, технологий, форм организации начальных ступеней непрерывного образования человека;
- особенности модернизации системы общего образования, которая предполагает обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; достижение нового современного качества дошкольного образования; оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических).

Концепция организации образования детей старшего дошкольного возраста базируется на следующих идеях:
- о детстве как уникальном, самоценном периоде жизни человека, в котором закладываются основы личностной культуры и предопределяется жизненный путь личности;
- об образовании как важнейшем факторе непрерывного развития человека, общества и государства;
- о ребенке старшего дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно входящем в культуру и социум, и целостности его развития;
- о возможности становления к старшему дошкольному возрасту начальных компетентностей как интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению доступных задач жизни и деятельности;
- о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый — школьный уровень образования;
- о психолого-педагогическом феномене «готовность ребенка к школьному обучению», складывающемуся из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной;
- об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие и подготовку к школе;
- о преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования;
- о содержании образования детей старшего дошкольного возраста («допредметном» базовом содержании образования), имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;
- о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей старшего дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
- о вариативности современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг;
- о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста.

При разработке концептуальных основ организации образования детей старшего дошкольного возраста учитывались проблемы, возникшие в процессе развития дошкольного образования:
- понижение уровня здоровья детей и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту вследствие возникающих учебных перегрузок;
- качество дошкольного образования, снижающееся в силу естественного для социально-экономической ситуации расширения спектра дополнительных образовательных услуг;
- недостаточная оформленность дошкольного образования как ступени непрерывного образования, его необязательность для образовывющихся;
- отсутствие единых требований к выпускникам дошкольных учреждений и детям, поступающим в школу;
- недостаточная преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Далее представлены характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста

Печатается с сокращением. На данный материал распространяется авторское право. Перепечатывание без согласия автора запрещено.
Полный текст представлен в сборнике «Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!