РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема

Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики

Исследовательская работа кафедры в рамках научных проектов: концепция организации образования детей старшего дошкольного возраста

Развитие идей воспитания детей средствами природы в истории кафедры дошкольной педагогики

Становление на кафедре дошкольной педагогики методики развития у детей дошкольного возраста математических представлений

 

Л.М. Маневцова,
Н.О. Никонова,
Т.А. Ивченко

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ
В ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста средствами природы стали разрабатываться на факультете дошкольного воспитания, начиная с его образования в 1918 году. Научные поиски ученых факультета дошкольного воспитания были основаны на российских исторических традициях воспитания ребенка. В их основе лежали взгляды русских прогрессивных педагогов конца Х1Х начала ХХ века: К.Д.Ушинского и Е.Н. Водовозовой. Кроме того, большое значение для разработки проблем дошкольного природоведения имели работы методистов-естественников: Г.Н. Боча, В.В. Всесвятского, Н.А. Герда, Н.Ф. Натали, Л.Н. Никонова, Б.Е. Райкова, В.Ю. Ульянинского, К.П. Ягодовского и др.

Среди ведущих идей получивших дальнейшее развитие и нашедших свое воплощение в работах ученых факультета дошкольного воспитания, следует выделить:

  • идею о роли природы (и естествознания) как общем условии развития личности ребенка дошкольного возраста;
  • идею о принципах отбора содержания природоведческой работы с маленькими детьми;
  • идею о необходимости формирования у детей системы знаний о природе;
  • идею об использовании в процессе обучения наглядно-практических методов;
  • идею о необходимости использования исследовательского метода в процессе освоения детьми знаний о природе;
  • идею о создании специальных условий среды для работы с детьми в природе…..

 …В контексте этих идей Е.И. Тихеева разработала программу ознакомления природой для детей всех возрастных групп, основанную на принципах сезонности, концентричности подачи программного материала, а также на краеведческом принципе. Особое место в работах А.А. Быстрова и Е.И. Тихеевой занимает разработка проблем дошкольного обучения средствами природы. Е.И. Тихеевой разработаны и обоснованы формы и методы работы с детьми, ведущее место среди которых, занимают наглядно-практические: наблюдения за объектами и явлениями природы, рассматривание иллюстраций, труд в природе. Именно они, по мнению Е.И. Тихеевой, помогают ребенку получить «живые представления» о природе. А.А. Быстров, опираясь на современные прогрессивные исследования в области применения активных методов в школьном обучении, широко пропагандировал исследовательский подход к изучаемым объектам и явлениям природы, в частности, использование опытов над природой.

…Тихеевой была разработана и организована специальная среда для работы с детьми в детском саду — естественнонаучные кабинеты, необходимые в условиях большого города, где дети оторваны от живой природы.

…В 70-е — 80-е годы исследования кафедры дошкольной педагогики были направлены на решение двух важнейших проблем: дальнейшему поиску оснований для отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста и использованию эффективных методов обучения и воспитания в процессе ознакомления детей с природой. Под руководством замечательного ученого, кандидата педагогических наук, доцента — Полины Григорьевны. Саморуковой проводится ряд исследований в этом направлении (Н.К. Постниковой (1968), Н.И. Ветровой (1974), Л.М. Маневцовой (1975)…).В результате исследования были сформулированы следующие выводы:

  • для формирования у детей познавательной активности и самостоятельности необходимо постепенное усложнение представлений детей, перевод их от осознания фактов к пониманию связей и отношений, существующих в природе; от понимания частных связей к общим;
  • способом формирования познавательной активности (познавательного интереса как мотива познавательной деятельности) может выступать организация поисковой деятельности детей;
  • элементарной поисковой деятельности детей необходимо обучать. Руководство поисковой деятельностью заключается в совместном анализе жизненных ситуаций и выделении познавательных задач; выдвижению предположений; их проверке разными способами; в формулировании выводов…

Одним из ведущих направлений психолого-педагогических исследований ХХ века были исследования, связанные с поиском развивающего содержания знаний при разработке образовательных программ. (Настойчивый поиск оснований для разработки образовательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется на протяжении длительного времени. В советской педагогике проблема знаний как дискуссионная стала обсуждаться еще с 20 — 30 годов ХХ века. Острота дискуссий была связана с тем, что разработка проблемы связывалась с формированием нового человека, воспитанием коммунистического мировоззрения, подготовки молодежи к жизни и труду в социалистическом государстве)…

И в настоящее время вопрос о содержании знаний, о принципах отбора содержания для дошкольников и построения систем знаний — один из острых. Накопленные человечеством в процессе социально-исторического развития и проверенные практикой знания, требуют для своего освоения сформированности мышления, адекватного понятийной сущности знаний.

….Ведущим при разработке программ стало положение о том, что эффективное формирование личности ребенка возможно, если содержание программ определено с позиций освоения социально-исторического опыта. По мнению многих ученых именно такой подход обеспечивает освоение культуры общества (Л.А. Венгер, А.М. Леушина, В.И. Логинова и др.). Программа должна учитывать принцип единства сознания и деятельности на всех этапах детства и вести ребенка к целостному развитию личности; от подражания к самостоятельности и творчеству.

…Исследования, проведенные на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 70-90-е годы ХХ века, показали, что более успешно дети развиваются при освоении программ системных знаний (Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова и др.). Сущность подобных программ состоит в том, что они разрабатываются на основе выделения и включения в программы понятий и закономерностей той области знаний, которую осваивает ребенок.

...Согласно идеям экологического образования Л.М. Маневцовой и Н.Н. Кондратьевой была разработана концепция и содержание раздела программы «Детство» — «Ребенок открывает мир природы». Новым в построении данного раздела являлся принцип иерархического развертывания его содержания (в отличие от традиционного — распределения образовательного содержания — по сезонам.) Центральным звеном в содержании знаний явились представления о живом организме и его связях со средой обитания. Важным вкладом в создание данного раздела программы явились исследования Л.М. Маневцовой по разработке программы знаний о сезонных изменениях в природе для старших дошкольников; о животных для младших дошкольников, а также Н.О. Никоновой — программы знаний о животных для детей среднего дошкольного возраста. Эти работы помогли представить содержание программы целостно для детей всех возрастных групп.

Содержание данного раздела программы «Детство» позволило целостно решать задачи экологического развития ребенка: когнитивного развития дошкольников (освоения детьми экологических представлений и понятий и развития психических процессов и функций); деятельностного развития — освоения умений в экологически направленной деятельности по уходу за растениями и животными, а также некоторых способов охраны природы; аксиологического развития, связанного с освоением детьми ценностей природы.

…Под руководством Л.М. Маневцовой разрабатывалась модель технологии экологического образования детей; изучается, проблема интеграции педагогического процесса как фактора целостного развития ребенка на основе освоения программы «Детство». В основу интеграции образовательного процесса был положен раздел экологического образования детей, который интегрируется с умственным, нравственным, трудовым, художественно-эстетическим развитием детей. На этой основе в настоящее время разрабатываются модели планирования целостного педагогического процесса.

Печатается с сокращением.  На данный материал распространяется авторское право. Перепечатывание без согласия автора запрещено.
Полный текст представлен в сборнике «Педагогика детства: Петербургская научная школа /  Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!