РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: БАКАЛАВРИАТ

Моя будушая квалификация

Моя образовательная программа

Как выбрать профиль?

Программы практик

Курсовая работа

Государственная аттестация



ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 Зачем нужна государственная аттестация…

Она позволяет определить готовность специалиста (выпускника) к профессиональной педагогической деятельности; способность решать профессиональные задачи, подтвердить, что Вы являетесь высоко  квалифицированным профессионалом!

Для студентов -  повод обобщить все, что освоено, проверить свои силы!

 

Форма государственной аттестации:

Государственная аттестация

Защита  выпускной квалификационной работы

Экзамен

Бакалавра педагогики

Выпускная квалификационная работа

Психолого-педагогические основы дошкольного образования

Магистра педагогики

Магистерское сочинение (магистерская диссертация

 

Специалиста
По специальности «Дошкольная педагогика и психология»

Дипломная работа

 

По специальности «Теория и методика дошкольного образования»

Дипломная работа

 

 

Что читать…

Государственная аттестация на степень  бакалавра педагогики. Методическое сопровождение подготовки студентов 4 курса бакалавра Института детства - СПб.: изд-во РГПУ, 2004г.

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
“ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

Государственный экзамен “Психолого-педагогические основы дошкольного образования” направлен на выявление специальной компетентности студента в области детской психологии и дошкольной педагогики в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540600 – Педагогика и дисциплин профильной подготовки ДПП. 01 Детская психология, ДПП. 02 Дошкольная педагогика, ДПП.03 Теории и технологии дошкольного образования.

Программа ориентирована на интегративное объединение психолого-педагогических знаний в их теоретическом и практическом аспектах. Концепция экзамена строится в логике компетентностного подхода к подготовке бакалавра педагогики, базируется на проверке готовности студента к решению основных групп задач, определяющих его компетентность в области дошкольного образования:

- осознание самоценности личности каждого ребенка, умение видеть ребенка в образовательном процессе;
- умение проектировать развивающий ребенка образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольной ступени образования;
- умение устанавливать взаимодействие с семьей как партнером единого процесса воспитания и развития ребенка; консультировать родителей дошкольников;
- создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду детского сада.
Государственный экзамен проводится по билетам, в которых сформулированы вопросы по программе “Психолого-педагогические основы дошкольного образования”.

Билеты государственного экзамена включают теоретический вопрос и педагогическую задачу.

Теоретический вопрос обеспечивает выявление:
-фундаментальности и междисциплинарности приобретенных знаний,
- уровень овладения основными понятиями, умение использовать категориальный аппарат психолого-педагогической науки,
- глубину понимания проблем и тенденций развития современного дошкольного образования на основе социально-исторических, психолого-педагогических концепций и сущности дошкольного периода детства.

Педагогическая задача обеспечивает выявление умения решать типично-профессиональные, актуальные для современного дошкольного образования   задачи путем проектирования педагогического процесса детского сада, что позволяет выявить:
- умение разрешать типичные проблемы профессионально-педагогической деятельности через отбор содержания и способов взаимодействия с участниками образовательного процесса, создание развивающей среды детского сада, консультирование родителей и пр.;
- способность логично объяснять и аргументировано доказывать стратегию и тактику решения проблемы;
- творческий подход к решению задачи.

Студент имеет право заранее (за 2 недели до экзамена) познакомиться и выбрать один из трех вариантов педагогических задач для подготовки к их решению на государственном экзамене. Решение задачи должно быть представлено в письменном виде. На экзамене студент должен быть готов к презентации своего решения и диалогу-собеседованию с членами комиссии.

На экзамене, при подготовке к ответу, студенту разрешается пользоваться программами учебных дисциплин, образовательными программами для детского сада, а также своим педагогическим портфолио, самостоятельно составленным в процессе изучения учебных дисциплин профильной подготовки.

Процедура проведения экзамена. Экзаменующиеся по программе государственного экзамена “Психолого-педагогические основы дошкольного образования” сдают экзамен специально назначенным комиссиям, утвержденным приказом ректора университета. После окончания экзамена комиссия обсуждает все ответы и коллегиально принимает решение о выставлении той или иной отметки. Отметки выставляются в экзаменационные листы, зачетные книжки и книгу протоколов государственных экзаменов. После этого члены комиссии публично объявляют об итогах экзаменов, сообщая каждому полученную отметку. Ответы, отвечающие самым высоким критериям, отмечаются особо.

 

Критерии оценки ответа по программе государственного экзамена.

“ОТЛИЧНО” - студент логично выстраивает ответ на теоретический вопрос, обнаруживает ярко выраженную субъектную позицию и свободно оперирует знанием современных психолого-педагогических теорий и концепций, демонстрирует умение рассматривать проблему в общем контексте исторического подхода, умение сравнивать и оценивать различные научные подходы, выделять неизученные аспекты, возникающие противоречия, перспективы развития. Решение педагогической задачи базируется на современном психолого-педагогическом обосновании сущности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства, непротиворечивости методолого-теоретических позиций, студент предлагает самостоятельный и оригинальный проект решения, который может быть реализован на практике. Студент свободно ведет диалог с членами государственной комиссии при презентации проекта, пользуясь современной научной лексикой.

“ХОРОШО” - студент логично выстраивает ответ на теоретический вопрос, всесторонне представляет и оценивает различные подходы к рассматриваемой проблеме, подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами, однако характерна недостаточная интеграция психолого-педагогических знаний при обосновании концептуального подхода и объяснении возникающих противоречий, наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении подходов к развитию и воспитанию ребенка в период до школы и обосновании своей точки зрения. Решение педагогической задачи базируется на современной психолого-педагогической концепции дошкольного периода детства, однако наблюдается некоторая  противоречивость методолого-теоретических позиций. Студент предлагает самостоятельный проект решения, который может быть реализован на практике. Диалог с членами государственной комиссии при презентации проекта носит научный характер, ответы студента научно обоснованы, речь грамотная, с использованием современной научной лексики.

“УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” – ответ на теоретический вопрос выстроен недостаточно логично, студент затрудняется в раскрытии современных психолого-педагогических теорий и концепций, выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются, не раскрывается сущность различий концептуальных подходов. Решение педагогической задачи не имеет четкого теоретического обоснования, презентация проекта носит преимущественно описательный характер. Предлагаемое содержание и методика работы с детьми в целом соответствует возрастным особенностям, реализуемо на практике. Студент испытывает затруднения при ответе на вопросы членов государственной комиссии, подменяя научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана, характерны отдельные неточности в использовании научной терминологии.

“НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” – ответ на теоретический вопрос не выстроен логично, студент не владеет знанием современных психолого-педагогических теорий и концепций, суждения отличаются поверхностностью, слабой аргументацией. Отсутствует понимание своеобразия дошкольного периода, психологических особенностей и механизмов развития ребенка. Педагогический проект не имеет теоретического обоснования, разработан схематично. Содержание и методы работы не позволяют реализовать поставленные задачи. Научное обоснование проблем подменяется рассуждениями житейского плана, в речи преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании научной терминологии.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!