РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: МАГИСТРАТУРА

Что такое магистратура

О преимуществах магистерской программы "Дошкольное образование"

Магистерская диссертация

Приём в магистратуру-2010:

Методическое сопровождение в дошкольном образовании" - ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Дошкольное образование в поликультурном обществе" ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Магистерская программа "Инновационные технологии в дошкольном образовании" (2012)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет
имени А.И.Герцена»

 

Институт детства

  

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
В МАГИСТРАТУРУ

по направлению «Педагогика»

магистерские программы

 

 «Дошкольное образование в поликультурном обществе»

 

 

Санкт-Петербург
2010


«Педагогика и образование» (письменно)

  • Цели и задачи вступительного испытания.

Целью проведения вступительного испытания является установление потенциальных возможностей поступающих к освоению содержания магистерской образовательной программы.
Задачи испытания: определить уровень готовности к овладению предметным содержанием программы, проведению научно-исследовательской работы и направленность на совершенствование профессиональной деятельности в области избранной магистерской программы.

2. Основные требования к уровню подготовки (знаниям, умениям и навыкам, компетентности поступающего):

  • анализировать и оперировать основными теоретическими знаниями в области педагогики;
  • обладать знаниями в области исследовательской деятельности и способами ее осуществления;
  • уметь определять актуальные проблемы современного образования, проектировать пути их решения;
  • уметь анализировать научный текст, устанавливать взаимосвязи, отраженные в тексте, оценивать его значение и возможности использования описанных результатов в практике, видеть способы дальнейшего изучения;
  • аргументировать ответы на вопросы, участвовать в дискуссии;
  • логично и грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
  • аргументировать выбор магистерской образовательной программы.

3. Форма вступительного испытания и его процедура.
Разнообразие целей определяет характер построения  испытания, в него включены две группы заданий. Первая группа направлена на определение особенностей сформированности исследовательских умений, установление уровня педагогической подготовки (анализ научного педагогического текста). Вторая группа имеет целью определение осознанности выбора своего дальнейшего пути обучения, уровня готовности к освоению выбранной магистерской программы. Данные задания дадут возможность установить уровень общекультурной и общепрофессиональной компетенций.

Испытание проводится в комбинированной форме: письменная и устная. Первая группа заданий предъявляется в письменной форме и предполагает анализ текста научно-педагогической статьи (статья отражает особенности проблем избранной магистерской программы). Вторая группа заданий предполагает проведение собеседования по анализируемому тексту статьи с целью определения направленности и осведомленности поступающего.

4. Содержание программы.
Тема 1. Педагогическая наука и педагогическая  действительность. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований: количественные и качественные.
Тема 2. Образование. Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Российская система образования. Характеристика доступности, качества и эффективности образования как стратегические ориентиры модернизации российского образования. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Многообразие образовательных программ. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов. Система дополнительного образования, ее функции и характер. Формы дополнительного образования для детей и подростков.

Тема 3. Воспитание. Воспитание как социокультурное явление. Характеристика воспитания как педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Цели, ценности воспитания. Формы и методы воспитания. Воспитание толерантности и национально-культурной идентичности. Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Обеспечение безопасности ребенка. Детский коллектив, его структура коллектива, этапы и закономерности развития. Воспитание личности в коллективе.

Тема 4. Обучение. Особенности дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Цели обучения в современной социокультурной ситуации. Характеристика обучения как педагогического процесса. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество преподавателя и учащегося. Современные концепции обучения. Факторы, обеспечивающие формирование школьника как субъекта учебной деятельности. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Задача как единица построения содержания образования. Межпредметные и надпредметные задачи. Анализ вариативных программ, учебно-методических комплектов школьных учебных дисциплин. Возможности использования компьютерной поддержки по разным предметам для активизации процессов речевого, литературного, художественного, естественно-математического и общего развития ребенка. Педагогические технологии организации процесса обучения. Проблемы повышения качества образования и методы его оценки. Диагностика общего и специального (речевого, литературного, художественного, естественно-математического и др.) развития ребенка. Критерии и уровни общего и специального развития школьников, методика их выявления. Формы оценивания учебных достижений школьников.

5. Критерии оценки.
5.1. Критерии и показатели оценки анализа текста статьи (0-70 баллов)


Критерии

14 баллов

3-14 баллов

0 - 2 балла

1.

Выделение актуальности темы

Полное обоснованное выделение актуальности темы

Актуальность выделена частично с неполным обоснованием

Актуальность темы не выделена

2.

Передача основных идей текста

Содержание передано полно и правильно

Содержание передано в целом, имеются пробелы и неточности

Основное содержание не отражено студентом

3.

Отражение основных понятий, использованных в тексте

Отражены все имеющиеся в тексте основные понятия

Выделена большая часть понятий

Затруднения в вычленении понятий

4.

Передача логической структуры текста

Изложение информации в полном соответствии с логикой текста

Допущены ошибки в передаче структуры тезисов

Отсутствует логика изложения, разрозненные фрагменты информации

5.

Выделение авторской позиции

Раскрыто своеобразие понимания проблемы автором

Авторская позиция обозначена частично

Авторская позиция не раскрыта

Общая сумма оценки: от 0 до 70 баллов

5.2. Критерии оценки собеседования по написанной аннотации
Общая сумма оценки: от 0 до 30 баллов
Критерии оценки устного ответа:

          • Полнота
          • Аргументированность
          • Наличие собственной позиции  
          • Умение отстаивать свою точку зрения (вести дискуссию)
          • Умение логически верно и ясно строить ответ  

 

Вопрос 1

 

Не выражена

Недостаточно выражена

Достаточно выражена

 

0 баллов

1 балл

2 балла

Полнота

 

 

 

Аргументированность

 

 

 

Наличие собственной позиции 

 

 

 

Умение отстаивать свою точку зрения (вести дискуссию)

 

 

 

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь  

 

 

 

 

 

Вопрос 2

 

Не выражена

Недостаточно выражена

Достаточно выражена

 

0 баллов

1 балл

2 балла

Полнота

 

 

 

Аргументированность

 

 

 

Наличие собственной позиции 

 

 

 

Умение отстаивать свою точку зрения (вести дискуссию)

 

 

 

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь  

 

 

 

 

 

Вопрос 3

 

Не выражена

Недостаточно выражена

Достаточно выражена

 

0 баллов

1 балл

2 балла

Полнота

 

 

 

Аргументированность

 

 

 

Наличие собственной позиции 

 

 

 

Умение отстаивать свою точку зрения (вести дискуссию)

 

 

 

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь  

 

 

 

 

 

6. Примерный перечень вопросов и типов заданий к вступительному испытанию.

6.1. Пример текстов статей для их анализа:

6.1.3. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Образование ребенка дошкольного возраста происходит в широкой социокультурной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современного общества.

Процесс образования ребенка дошкольного возраста разворачивается в поликультурной образовательной среде дошкольного образовательного учреждения, которая, являясь частью поликультурной среды и общества, сохраняет все их сущностные черты.

Поликультурная образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Образование ребенка дошкольного возраста как субъекта поликультурного общества происходит в условиях поликультурной среды и педагогического процесса, для которого должны быть характерны:

  • Направленность на развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на организацию процесса накопления ребенком опыта взаимодействия с миром – опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте происходят процессы, которые позволяют детям открывать мир для себя и одновременно раскрывать себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. В связи с этим, собственно педагогический процесс становится комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
  • Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость процесса образования ребенка. Макро- и мезо-факторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит с одной стороны на основе, и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, а с другой стороны в контексте поликультурного изменяющегося общества.
  • Субъект-субъектное педагогического взаимодействие как содействие, что предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей. При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества.

Результативность педагогического процесса, ориентированного на образование ребенка в поликультурном обществе оценивается в соответствии с показателями развития субъектных проявлений ребенка в доступных видах деятельности и поведения в поликультурном обществе.
Содержательно можно выделить следующие группы показателей:

  • Качество представлений и ценностных ориентаций детей дошкольного возраста. Оценке могут подвергаться представления ценностные суждения детей:
  • о себе;
  • о своем здоровье;          
  • о себе и своих сверстниках;    
  • о себе и взрослых;        
  • о себе и своей семье;
  • про детский сад;
  • о своем городе
  • о своей стране, ее истории и современности;          
  • о природе.
  • Качество детской деятельности:
  • игровой деятельности; 
  • изобразительной деятельности;          
  • музыкальной деятельности;    
  • проектной деятельности;
  • деятельности подготовки к школе;
  • использования современных информационных технологий;
  • освоения родного и иностранного языка.
  •  Качество продуктов детского творчества.

6.2. Пример возможных вопросов для собеседования

  • Входит ли проблема статьи в круг ваших интересов? Что привлекает вас как исследователя?
  • Согласны ли вы с точкой зрения автора статьи? Почему?
  • Видите ли вы какие-то другие пути решения проблемы, поставленные автором? Какие именно?
  • В чем, по вашему мнению, заключается значимость проблем, рассмотренных в данной статье, для теории и практики образования?
  • Какой проблемой вам хотелось бы заниматься в магистратуре? Почему?
  • Знакомы ли вы с работами, в которых рассматривается проблема, представленная в данной статье?
  • Является ли проблема, рассмотренная в анализируемой статье, актуальной для современного образования?
  • Если бы занимались проблемой, описанной в статье, то какие пути решения ее вы бы предложили?
  • Какие проблемы современного  образования вы считаете наиболее актуального для исследования? Почему?

7. Рекомендуемая литература

Основная

  • Вергелес Г.И., Конева В. С. Дидактика. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования. – М., 2006
  • Воспитательная работа с младшими школьниками:Учебно-методическое пособие. Авт-сост.Л.Н.Кутергина, Ю.Г.Осиева, Л.Ю.Савинова, А.А.Казакова. – СПб., 2008.
  • Голованова Н.Ф. Общая педагогика СПб., 2005
  • Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М 2004.
  • Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2005.
  • Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г.Рамзаевой: М., 2003.
  • Подласый И.П. Педагогика. В 3-х частях. – М., 2007.
  • Харламов Н.Ф. Педагогика. – М., 2007

Дополнительная:

  • Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
  • Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 2003
  • Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. – СПб. 2007
  • Гессен С.Н. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  • Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка СПб., 2004.
  • Гусинский Э.Н., Турчанинова  Ю. Основы философии образования. М., 1999
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986.
  • Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.,1989.
  • Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М 2004
  • Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М., 2003.
  • Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии. М., 2004.
  • Раев.А.И. Избранные труды по педагогической психологии / Сост. Г.И. Вергелес. – СПб. 2006
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

8. Авторы- составители: д.п.н.,проф.Г.И.Вергелес,  д.п.н., проф. А.Г.Гогоберидзе, к.психол.н., доц.В.А.Тургель

 

 

 


 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!