РГПУ им. А.И. Герцена
Институт Детства
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
     

 

 

 

 

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: МАГИСТРАТУРА

П Р О Г Р А М М А
ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО  ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»,
КВАЛИФИКАЦИЯ “ОРГАНИЗАТОР-МЕТОДИСТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

( заочное отделение )

Программа экзамена интегрирует содержание основных учебных курсов, изучаемых в рамках специальности "Педагогика и методика дошкольного образования", квалификация “Организатор-методист дошкольного образования”.

Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом по специальности   031100  Педагогика и методика дошкольного образования, квалификация  организатор-методист дошкольного образования.

Основные теоретические вопросы и круг профессиональных задач позволяют определить уровень теоретико-практической подготовленности будущих специалистов в рамках изучаемых учебных  циклов общепрофессиональных и предметных дисциплин, всех видов практик и научно-исследовательских работ студентов разного уровня.
Общепрофессиональных дисциплин:

  • Педагогика
  • Дошкольная педагогика
  • Методология и методика психолого-педагогических исследований.
  • Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста
  • Теория и методика дошкольного образования:

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.
Теория и методика развития речи детей.
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Теория и методика экологического образования детей.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества.
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.)
Предметных дисциплин:

  • Менеджмент
  • Управление дошкольным образованием
  • Социология и психология управления
  • Экспертные оценки в образовании
  • Правовые основы управления образованием
  • Организация финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений
  • Организация делопроизводства в дошкольном учреждении
  • Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Государственный экзамен проводится по билетам, содержащим теоретический вопрос практико-ориентированной направленности и профессиональную задачу, различной степени сложности.

Теоретический вопрос направлен на выявление знаний студентов о теоретических основах изученных курсов, выявление полноты владения понятийным аппаратом, на умение устанавливать межпредметные связи при ответе на конкретные вопросы, ориентироваться в современной педагогической и управленческой  теории и практике.
Предлагаемый комплекс профессиональных задач по видам профессиональной деятельности позволяет определить уровень практической подготовленности студентов. Содержание разработанных типовых задач предопределено действующим стандартом по данной специальности и квалификации организатора-методиста дошкольного образования и соответствует основным видам профессиональной деятельности – учебно-воспитательной, социально-педагогической, организационно-управленческой, научно-методической, культурно-просветительской. Каждая из областей профессиональной деятельности предполагает реализацию содержания методической работы:

в области учебно-воспитательной деятельности:
- обеспечение  охраны жизни и здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса;
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических чувств на основе индивидуального подхода;

в области социально-педагогической деятельности:
- оказание помощи в социализации детям дошкольного возраста;
в области организационно-управленческой деятельности:
- планирование, организацию, руководство работой воспитателей, координацию и контроль педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения;
- планирование, организацию, руководство работой воспитателей, координацию и контроль инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении;
- координирование взаимодействия между представителями педагогической науки и практики; организацию просветительской работы для родителей и лиц, их заменяющих;
- формирование у родителей и лиц, их заменяющих, потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей;
- формирование в дошкольном образовательном  учреждении сообщества воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива;
- консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам  воспитания, обучения и развития детей;

в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
- определение  перспективных направлений развития педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
- обеспечение  методического оснащения образовательного процесса;
- организация и координирование методической работы;
- повышение квалификации воспитателей, развитие их творческих  инициатив;
- оказание квалифицированной помощи педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;
- разработка программ экспериментальной и инновационной деятельности;
- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

Решение профессиональной задачи разного уровня предусматривает также выявление у будущих специалистов практических умений: диагностировать, анализировать и оценивать состояние педагогических систем, планировать (проектировать), прогнозировать управленческую и педагогическую деятельность; организовать мероприятия, умений создавать оптимальные условия для осуществления  педагогической и управленческой деятельности.

В ходе экзамена важным является выявление умений видеть проблемы управления современным дошкольным образованием и предполагать пути их решения на основе анализа теоретических положений по данной проблеме и предложения различных путей её решения с полным обоснованием.


Форма проведения экзамена

Экзамен проводится в форме ответов на вопросы билета. Билет содержит два вопроса: теоретического характера и практический.

Ответы на ряд практических вопросов студенты могут готовить заранее в виде планов, проектов и т.д. Решение задач второго и третьего уровня должно снимать теоретический вопрос по блоку управленческих наук, так как они предполагают трудоемкое проведение исследовательской и практической работ интегрировано по управлению и педагогике.

На экзамене при подготовке к ответу студенту разрешается пользоваться программами учебных курсов, образовательными программами, нормативно-правовыми документами, а также своими портфолио, самостоятельно составленными в процессе изучения учебных дисциплин профильной подготовки.

Критерии оценок подготовки студентов

«Отлично»
Студент глубоко владеет основным содержанием курса, оперирует системой основных понятий учебных курсов. Умеет доказать выдвинутые положения. Ответ выдержан во внутренней логике. Обнаруживает знание нормативно-правовых документов, владеет современными научными исследованиями в области педагогики и методик, управления дошкольным образованием.
Умеет самостоятельно решать практические управленческие задачи с позиции теории. Демонстрирует обоснованность выбора того или иного способа решения данной профессиональной задачи и его практическую направленность и реалистичность реализации на практике. Аргументировано высказывает суждения в рамках задаваемых вопросов уточняющего характера со стороны членов государственной комиссии.

«Хорошо»
Студент овладел основным содержанием курса. Владеет системой понятий основных учебных курсов. Аргументирует выдвинутые положения. Знает содержание нормативно-правовых документов и умеет их использовать при решении практических задач. Знает направления современных научных исследований, но затрудняется в использовании конкретных методов исследования на практике.
Практические задачи решает, но не всегда может обосновать их решение с практической и теоретической позиций.

«Удовлетворительно»
Студент овладел основным содержанием курса. Оперирует базовыми понятиями основных курсов. Характерны отдельные неточности в использовании научной терминологии. Обнаруживает знание нормативно-правовых документов. Не глубоко владеет современными научными исследованиями в области менеджмента в образовании.
Практические задачи решает, но затрудняется в теоретическом и практическом обосновании способов их решения. Научное обоснование подменяется рассуждениями житейского плана, из опыта работы.

 

 

 

 

 
 
Copyright © 2010 Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Любое копирование материала без указания источника www.kdp-spb.ru запрещено!